Христофорова Ольга Борисовна - Колдуны и жертвы. Антропология колдовства в современной России (2010)

Эзотерическая и магическая литература
Правила форума
Книги представленные в этом разделе предназначены только для ознакомительных целей и личного использования.Многие методы в данной литературе довольно спорны,а некоторые и очень опасны для оператора.Мы выкладываем их ,что бы наши форумчане не покупали данные творения за большие деньги,а могли ознакомится с ними на нашем форуме.
_______________________________________________________________
Обращаем внимание правообладателей, что все книги и материалы представленные на форуме , сформированы из открытых для общественного доступа источников.

Если Вы являетесь правообладателем какого-либо материала, который размещен на форуме , и не хотели бы, чтобы данная информация распространялась пользователями без Вашего на то согласия, то мы будем рады оказать Вам содействие, удалив соответствующие материалы. Для этого необходимо написать

Администрации форума письмо, в котором указать следующую информацию:

1) Документальное подтверждение Ваших прав на материал, защищённый авторским правом:
✔ отсканированный документ с печатью
✔ e-mail с официального почтового домена компании правообладателя, либо
✔ иная контактная информация, позволяющая однозначно идентифицировать вас, как правообладателя данного материала.

2) Прямые ссылки на данные, которые необходимо удалить.
Аватара пользователя
Севеяр
Администратор
Сообщения: 6349
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 20:34
Благодарил (а): 43 раза
Поблагодарили: 142 раза

Христофорова Ольга Борисовна - Колдуны и жертвы. Антропология колдовства в современной России (2010)

#1

Сообщение Севеяр » 04 янв 2019, 19:16

Какие социально-психологические механизмы лежат в основе веры в колдовство? Как в современном российском обществе формируются личные нарративы о сглазе и порче? Каковы их традиционные основы и современные модификации? Почему представления о колдовстве сохраняются и передаются следующим поколениям? Автор, этнолог и фольклорист, на основе своих полевых материалов, собранных в нескольких регионах России в 1998—2008 гг., рассматривает веру в колдовство как социально-культурный феномен, в котором соединены социальные отношения, модели поведения и мифологические сюжеты.

***
Термины

Термин колдун в Верхокамье известен, но более употребительны местные слова: знаткой, портун, лекарь. Реже встречаются понятия чернокнижник, еретник, волхв/волхитка, шепотник. Слово портун имеет негативный смысл, знаткой — более нейтральный, но в целом тоже скорее отрицательный, лекарь — положительный смысл (подчеркну, что так могли называть не только «народного целителя», но и колдуна в ситуациях, когда он выступал в этой роли). Вслед за местными жителями я буду употреблять термины колдун и знаткой как синонимы.

Сломанная нога

Ефросинья Пантелеевна сломала ногу. Корова в хлеву лягнула, да так сильно, что хозяйка никак не может оправиться — еле ходит по дому, в основном лежит. Будучи в 2005 г. в старообрядческом селе К., я навестила ее и ужаснулась — замотанная в какие-то тряпки, она лежала на разобранной постели в душной и давно не мытой избе. Как разительно отличалась эта картина от моих воспоминаний об этом доме и ее хозяйке. В августе 2000 г. я вместе с другими участниками Археографической экспедиции МГУ была здесь на молении к Ильину дню. Ефросинья Пантелеевна и ее муж Леонид Иванович принимали у себя стариков — членов собора. Чистая изба, молитвенная атмосфера, белые платки и черные дубасы-сарафаны соборных старушек, торжественные лица хозяев и других пришедших на моление мирских... Ефросинья Пантелеевна тогда тоже готовилась положить начал — вступить в собор. Да вот не вышло: Судьба, видно, такая.

Во время нашего разговора хозяйка все время возвращалась к тому давнему происшествию, пытаясь объяснить мне (и, возможно, себе — снова и снова), почему с ней случилось несчастье.

Говоря о вере в колдунов, сглаз и порчу как о характерной черте мировоззрения в некоторых обществах, до какой степени мы можем быть уверены, что в основе этого феномена лежит нормальное, здоровое восприятие мира? Можно ли считать какое-то явление культуры нормой только потому, что оно, по определению ученых, представляет собой социальный институт и относится к числу разделяемых всеми «традиционных верований»? Где проходит граница между душевным здоровьем и болезнью и в рамках каких концептуальных систем мы сами определяем эти понятия?
1-hristoforova-kolduni.jpg
https://vk.com/doc16154719_486866396?ha ... 2288e6c2aa
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Почему ты не переманиваешь меня на Тёмную Сторону?
- Достала иммиграция, сидите у себя, Тьма не резиновая, на всех печенек не хватит.

Поддержать форум Чёрная и Белая магияАдрес email: руб.

Вернуться в «Библиотека»