Лоскутные одеяла были распространены у всех народов. На Руси они появились в X—XI веках. Несмотря на то, что одеяла всегда шились из старой одежды, они были в определённой степени роскошью. Ведь одежда, сшитая из натуральных материалов, носилась долго, передаваясь из поколения в поколение.
На Руси лоскутные одеяла считались оберегами. Мать шила новорождённому одеяло из собственной одежды, таким образом защищая его от злых сил. В приданом невесты всегда присутствовало одеяло, которое она шила сама, — как залог счастливого брака.
В старину на свадьбу обязательно шили лоскутное одеяло. Для него собирали лоскутки от одежды жениха и невесты, их родных и близких с пожеланиями добра и счастья молодой семье. Такое одеяло становилось оберегом и передавалось по наследству как семейная реликвия.
Как и обрядовые куклы, одеяла никогда не выносили из дома, не показывали посторонним, и уже тем более не укрывали ими гостей.
В Европе лоскутные одеяла имели в большей степени декоративный характер. В XVI веке появился «пэчворк». Тогда же получили распространение многие узоры, которые известны сегодня, например, «американский квадрат».
Слово «одеяло» использовалось ещё в древнерусском языке и зафиксировано в самых древних словарях. Оно образовано от глагола «одеваться» — ведь оно действительно одевает и укрывает тело, окутывает его своим теплом. Кстати, мы довольно часто употребляем понятия, связанные по значению со словом «одеяло» — «одеяние» и «одежда». Они все происходят от глагола «одеваться».
Одеялами пользуются не только люди, но и домашние животные. В частности, согласно словарю Даля, попона — не что иное, как одеяло или покрывало. Только для лошади. Подробнее о нём рассказала менеджер одного из конно-спортивных клубов Ксения БОБРОВА:
— Обычно лошадь закрывают попоной, чтобы разгорячённое после быстрого бега или работы животное подсохло и не простудилось. Также лошадку укрывают попоной, если она болеет: тёплое покрывало позволяет согреться. На ночь лошадей, как правило, не укрывают: в конюшнях тепло. Ведь если «дважды» согретое (под попоной и в конюшне) животное выйдет на холодную улицу, оно может простыть. Вообще же, попоны бывают из тонкого материала и из толстого. Так, изнанка состоит из флисовой подкладки, а лицевая сторона — из плащёвки или брезента.
Лоскутное шитье встречается в культурах многих народов мира. В музеях Карелии сохранились образцы этого народного творчества.
Русский Север сравнивают с творческой лабораторией . Этот край не порабощала татаро-монгольская орда, здесь не было крепостного права, не было шведов и сюда не дошли немецкие фашисты. Здесь в глухих деревнях еще хранятся в бабушкиных сундуках домотканая одежда, лоскутные одеяла и вышитые полотенца. Здесь, как нигде в России, сохранились традиции и история.
Лоскутное одеяло - оберег
Re: Лоскутное одеяло - оберег
Невозможно объяснить, почему так завораживают и притягивают к себе старые вещи и предметы, какой магической силой обладают старинные вышивки и лоскутные одеяла, непонятна и неразгаданна до конца семантика узоров , созданных несколько веков назад.
Лягушки, птицы, кони - это изображения , которые часто использовали как символы семейного благополучия и богатства. Птица чаще всего - райская с хохолком и красивым большим хвостом . Нередко изображали и утицу, она присутствует на многих вышивках. А вот женщина с поднятыми руками еще более серьезный символ и оберег. У язычников она - мать сыра-земля, а у христиан этот образ перешел в образ богородицы Оранты , которая защищает от войн и оберегает от несчастий.
Крест или солярный знак во многих странах издревле означал символ солнца, на Руси он использовался повсеместно. Но из многих коллекций был изъят и позабыт после того, как фашистская Германия афишировала этот знак как свою свастику.
Долгий спор между странами – где же зародилось лоскутное шитье – не приведет кого-то к первоисточнику. Лоскутное шитье появилось там , где появились ткани. Каждая страна шла своим путем в лоскутном шитье. В России первые ситцы были завезены из Англии в середине 19 века. Первые промышленные ткани были дорогими, ценился каждый обрезок и остаток, ничего не выбрасывалось. Именно это время можно считать зарождением лоскутного творчества в России. К сожалению, большинство лоскутных одеял не сохранилось, потому что ткань изнашивалась в процессе использования. А вот вышитые полотенца хранились в сундуках, передавались по наследству, поэтому и сегодня многие из них имеют хорошую сохранность.
Первыми лоскутными работами - были геометрические узоры : сшивались полосочка к полосочке, квадратик к квадратику, треугольник к треугольнику. Аппликация, как вид лоскутного творчества, появилась значительно позже, потому что из-за дороговизны неуместным было накладывать ткань на ткань, что обязательно делается при аппликации.
В лоскутных работах главная составляющая - цветовое решение. Пестрое при первом приближении , оно оказывается очень гармоничным при более внимательном изучении.
В России нет пока музея лоскутного шитья. Старинные лоскутные работы хранятся в фондах и запасниках некоторых музеев. Фонды и запасники - это архив, чаще невыставленный в постоянную экспозицию и недоступный для всеобщего обозрения. Самые интересные и серьезные коллекции находятся в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы" и в Краеведческом музее города Шенкурск (Архангельской области). Музею требуются немалые экспозиционные площади, потому что лоскутные панно и одеяла - не уместишь на нескольких стендах...и в общем, очень жаль , что нет такого профильного музея , он мог быть серьезным туристическим центром, так как интерес к лоскутному шитью во всем мире - совсем не временное увлечение....
Лягушки, птицы, кони - это изображения , которые часто использовали как символы семейного благополучия и богатства. Птица чаще всего - райская с хохолком и красивым большим хвостом . Нередко изображали и утицу, она присутствует на многих вышивках. А вот женщина с поднятыми руками еще более серьезный символ и оберег. У язычников она - мать сыра-земля, а у христиан этот образ перешел в образ богородицы Оранты , которая защищает от войн и оберегает от несчастий.
Крест или солярный знак во многих странах издревле означал символ солнца, на Руси он использовался повсеместно. Но из многих коллекций был изъят и позабыт после того, как фашистская Германия афишировала этот знак как свою свастику.
Долгий спор между странами – где же зародилось лоскутное шитье – не приведет кого-то к первоисточнику. Лоскутное шитье появилось там , где появились ткани. Каждая страна шла своим путем в лоскутном шитье. В России первые ситцы были завезены из Англии в середине 19 века. Первые промышленные ткани были дорогими, ценился каждый обрезок и остаток, ничего не выбрасывалось. Именно это время можно считать зарождением лоскутного творчества в России. К сожалению, большинство лоскутных одеял не сохранилось, потому что ткань изнашивалась в процессе использования. А вот вышитые полотенца хранились в сундуках, передавались по наследству, поэтому и сегодня многие из них имеют хорошую сохранность.
Первыми лоскутными работами - были геометрические узоры : сшивались полосочка к полосочке, квадратик к квадратику, треугольник к треугольнику. Аппликация, как вид лоскутного творчества, появилась значительно позже, потому что из-за дороговизны неуместным было накладывать ткань на ткань, что обязательно делается при аппликации.
В лоскутных работах главная составляющая - цветовое решение. Пестрое при первом приближении , оно оказывается очень гармоничным при более внимательном изучении.
В России нет пока музея лоскутного шитья. Старинные лоскутные работы хранятся в фондах и запасниках некоторых музеев. Фонды и запасники - это архив, чаще невыставленный в постоянную экспозицию и недоступный для всеобщего обозрения. Самые интересные и серьезные коллекции находятся в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства "Малые Корелы" и в Краеведческом музее города Шенкурск (Архангельской области). Музею требуются немалые экспозиционные площади, потому что лоскутные панно и одеяла - не уместишь на нескольких стендах...и в общем, очень жаль , что нет такого профильного музея , он мог быть серьезным туристическим центром, так как интерес к лоскутному шитью во всем мире - совсем не временное увлечение....