Значение украинской обрядовой вышивки

День рождения, новый год, Купало, равноденствие, Рождество, Крещение, Троица, церковные праздники и прочие магические даты и сильные колдовские дни.Ритуалы Симоронской магии.
Аватара пользователя
koslik
Активный пользователь
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 15:59
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 792 раза
Поблагодарили: 306 раз

Значение украинской обрядовой вышивки

#1

Сообщение koslik » 30 сен 2021, 20:10

Вышиванка

Вышиванка — это еще и оберег. Но как им пользоваться, знают не все. А ведь неправильно подобранные древние узоры могут и навредить. В тайны орнаментов посвятил Юрий Мельничук, исследователь этнической символики, народный мастер Украины по вышивке.
Зачем мужчинам «бараньи рога»?
— Все орнаменты, — говорит эксперт, — можно разделить на геометрические (более древние) и растительные. На Правобережной Украине предпочитали геометрический узор, на Левом берегу испокон веков — в обиходе растительный. Хотя знаковые системы и там, и там похожи: бесконечник, скажем, можно вышить как меандр, а можно и в виде ломаной виноградной веточки.
Кому и какие символы подходят?
— Мужчинам — геометрические, женщинам — растительные. Это соответствует сути полов: мужчина несет в себе духовное начало, а женщина призвана воплощать материю, — рассказывает Юрий Алексеевич. — Среди извечных мужских символов — знаки огня («бараньи рога»), так называемые осьмирожки (ромбическая решетка), знаки солнца — ромб с отростками-лучами или прямой крест. Исконно женский символ — берегиня (или как ее еще называют «царица», «мать мира»), фигурка с поднятыми руками (взывающая к небу Оранта) и с опущенными — как будто благословляющая. А еще один женский символ похож на букву Х — это начертание руны «урожай». Вышивается также косой крест — знак Луны. Редко узор народной сорочки состоит только из мужских или только женских символов. Обычно они чередуются. Ведь каждый человек — это как инь и янь. В женщине есть что-то от мужского начала. И наоборот.
Сорочки невест вышивали цветами.
Есть в украинской вышивке и универсальные символы, которые подходят и детям, и молодежи, и взрослым, и старикам. Например, восьмиконечная звезда — образ Бога-творца, единого духовного начала. Это также знак солнца и той звезды, под которой мы родились. Он гармонизирует, балансирует, уравновешивает нашу энергетику. Особенно много вышивали таких звезд на детских рубашках. Девичья и юношеская тема — геометрия из тех же звезд, «осьмирожек», ромбов, чередований прямого и косого крестов… Что же касается растительной символики, то для парней подходят листья дуба (сорочки с такой вышивкой любил Симон Петлюра). Орнаменты для девчат — это цветы, символ чистоты и процветания рода. Вот почему свадебный наряд вышивали цветами: девушка готовилась стать берегиней рода, которому она должна обеспечить процветание. А всякие ягодки и плоды (гроздья калины, виноград) — для старших женщин, матерей.
Ромбы — символ плодородия.
— Наши предки, — объясняет Юрий Мельничук, — знали специальные орнаменты, которые помогали умножать род. Это, прежде всего, идеограмма засеянного поля — ромб, поделенный на четыре части косым крестом, и в каждой части точка — семя. Сорочки с такими узорами вышивали и носили только молодожены. Эти знаки способствуют улучшению также материального благосостояния новой семьи.
Одежду с таким орнаментом носили до тех пор, пока ждали пополнения в семье. Наши предки предпочитали заводить детей до сорока лет. И, собственно, контролировали процесс тоже с помощью узоров. На Закарпатье, к примеру, на сорочках выпаривали символы «засеянного поля», а на их место вшивали другие.
Хранителям традиций — неброские цвета.
Для людей преклонного возраста нет специальных орнаментов. Старались только избегать ярких цветов, в основном использовали приглушенные тона, красили нитки в дубовой коре, гречневой шелухе, вышивали просто черным или белым цветами. Юрий Мельничук рекомендует пожилым черные вышивки: этот цвет аккумулирует энергию. Так у хранителей традиций хватит сил и мудрости передать свои знания потомкам. Кстати, раньше на Подолье и Черниговщине сорочки с черной вышивкой носили люди всех возрастов.
— Эти узоры, — говорит Юрий Мельничук, — самые, пожалуй, архаичные. Кроме того, они выполнены очень интересной техникой — низинкой (вышивают с выворотной стороны полотна и получают два похожих орнамента: один — с лицевой, другой — с изнанки). Эти орнаменты надо читать как двухцветные. Черный и белый образуют единую картину, деля между собой пространство. По энергетике черный — цвет, поглощающий энергию, белый — излучающий. Если посмотреть на такой узор — он как бы пульсирует. Главный смысл черно-белых вышивок — свет и тень, позитив и негатив, добро и зло…
В Центральной и Левобережной Украине вышивали специальные сорочки «на смерть» — чтобы защитить свою душу и на том свете. Использовали преимущественно белый цвет (или неяркие тона). При работе не пользовались кружевными техниками — чтобы не разрушать структуру полотна («чтобы на том свете черви душу не точили»). А в западных регионах Украины было принято хоронить людей в свадебных сорочках (чтобы души мужа и жены могли встретиться и на том свете).
Магия «узелкового письма».
«Прокладывали» священные символы на деталях сорочек, которые соответствуют определенным энергетическим точкам на теле.
— Всегда сначала вышиваются края одежды — воротник, манжеты и подол, — объясняет Юрий Алексеевич. — Это те места, через которые к телу может пробраться зло. И правила едины для всех: когда-то у мужчин сорочки были длинные, до середины икры, их носили навыпуск и подвязывали поясом.
Есть еще одна давняя традиция — вручную сшивать детали одежды. Есть масса специальных техник, они очень древние, это своеобразное узелковое письмо. На мужских сорочках всегда густо вышивали манишки на груди, на женских — плечевую часть («уставки»). Таким образом активизировались жизненно важные энергетические точки.
— Руки — это наши антенны, которые принимают энергию, — говорит эксперт «ВВ». — Каждый пальчик — как меридиан, проводит энергию своей определенной частоты. На запястье они сплетаются и идут вверх единым жгутом. В руках должна быть сила, чтобы эту энергию принимать, не должно быть никаких блоков. В этом и помогают орнаменты вышивки.
«С тех пор как на мужских сорочках начали вышивать цветы, — перевелись мужчины в Украине», — говорят мастерицы-вышивальщицы. Юрий Мельничук с ними согласен. Растительной символике, а тем более цветам, на мужских сорочках — не место, считает специалист. Такие узоры нельзя носить замужним, а особенно женщинам в возрасте. Когда сорочку с таким орнаментом надевает 80-летняя бабуля, участница какого-нибудь фольклорного ансамбля, это выглядит как минимум странно. А вот детские сорочки, как говорит исследователь народной культуры Мария Чумарна, ни в коем случае нельзя украшать «взрослыми» узорами (особенно с мотивами плодородия).

Рушныки свадебные:

По традиции, на свадьбу вышивают несколько рушников. Два — для сватов (чтобы перевязывать), один на икону, которой благословляли молодых, один под хлеб, и еще два для дружки и дружка. Основной рушник вышивается для молодых, его стелят под ноги, когда венчаются в церкви, и его – же вешают над молодыми за столом (иногда для стола вышивают рушник отдельно).
В наше время, чаще всего, невеста вышивает своими руками один свадебный рушник, для росписи и венчания, и ни в коем случае не оставляет его в церкви. В идеале невеста должна готовиться к свадьбе, поэтому заранее должна вышить себе приданое, в том числе и рушник с одного края, а непосредственно перед свадьбой, дошивается другой край – жениха.
Сейчас удобно использовать ткань для вышивки с мелким крестиком (типа АИДА 14). Размер ткани в длину – 2.5-3 метра, в ширину не менее 45-50 см. Ширина определяется повтором рисунка, длина — количеством вышивки (середины должно хватить, для того чтобы поместились жених и невеста).
Если для рушника используют ткань без кромки, то подшивают полотенце вручную, подгиб зависит от ткани — лён или бязь подворачивают 2 раза на 0,5 см. подшивают, захватывая нить основания через крестик, так чтобы на лицо получался пунктир. По бокам вышивки не должно быть белой каймы, рисунок должен быть симметричен.
Вышивается рушник в три этажа:
— первый – дерево рода, (и к нему обычно деревья с парой птиц );
— второй – пожелание для жениха и невесты;
— третий – “берегини”, и в заключение вышивается свадебный венок с инициалами жениха и невесты.
Первой вышивают каемку. Она может быть разной – вышитая имитирующая кисточки, или кружево. Можно кружево пришить (желательно связанное вручную), а можно вытеребить полотно и сделать кисточки.
Затем вышивают дерево рода и чередуют его с деревьями, где попарно сидят птицы (символ пары), деревья самые разные, с ласточками, с голубями, самые старые с неизвестными науке зверями, похожими на оленей, но непременно под деревом, самые распространенные сейчас с павлинами.
Между ними самое интересное и самое невзрачное на всем полотенце – дерево рода. Растет оно из горшка, модификации разные, имеет два узла первый — родительский, второй – дочерний.
Первые ветви (под центральным родительским узлом) – дедушки и бабушки, жениха или невесты (зависит от стороны полотенца), ветки вниз – умерли, вверх – живы. Справа – родители матери, слева – родители отца. Верхние ветки – бабушки, нижние – дедушки. На центральном узле – точками – тети и дяди невесты (в соответствии со стороной родителя), причем, если с нижней стороны — старше отца (матери), с верхней – младше. Для женщин – вышивается треугольник, для мужчин – квадрат (4 крестика).
Второй уровень (над центральным узлом) – родители. Аналогично – справа – мать, слева — отец. Ветки вверх – живы, вниз – умерли. Вообще ветка, по логике должна быть одна, но вышивают почему-то две (наверное, для симметрии).
Верхний (дочерний узел) – на нем точками братья и сестры невесты(жениха). Сверху – старшие, снизу – младшие. Справа – сестры (материнская сторона), слева – братья (отцовская сторона).
Дальше располагают прошву с пожеланиями жениху и невесте. Вышивают для невесты розы – символ красоты, лилии – символ непорочности, гвоздики – символ верности, мак – символ продолжения рода. Для жениха вышивают виноград – как символ богатства, дуб — как символ крепости, стойкости, силы, объединяют его с калиной – символом непрерывности семейной жизни. Основной мотив окружают небольшими прошвами из скромных узоров подходящей тематики. Лилии обязательно сопровождает узор, содержащий в себе крест.
Вариантов может быть множество, это зависит от воображения и желания вышивальщицы. Образцы вышивки можно взять где угодно, в книгах, в Интернете. Дальше вышиваются “берегини”, это такие небольшие стилизованные деревца в горшочках, хотя есть варианты и без них. Встречаются вместо деревца, как более поздний вариант – крест. Вышивают по обоим бокам полотенца, оставляя середину для свадебного кольца.
Rushnyk_6.jpg
Свадебное кольцо вышивают посередине, оно, как правило, венчается короной, символом венчания в церкви, по сути, это венок. Внутри кольца вышивают инициалы (первую букву имени) соответственно жениха и невесты. Инициалы вышивают любым шрифтом, какой понравится.
В результате должно получится примерно так:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
На вкус и цвет все фломастеры разные.

Аватара пользователя
koslik
Активный пользователь
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 15:59
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 792 раза
Поблагодарили: 306 раз

Значение украинской обрядовой вышивки

#2

Сообщение koslik » 30 сен 2021, 20:11

зашифрованные названия месяцев в украинской вышивке
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
На вкус и цвет все фломастеры разные.

Аватара пользователя
koslik
Активный пользователь
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 15:59
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 792 раза
Поблагодарили: 306 раз

Значение украинской обрядовой вышивки

#3

Сообщение koslik » 30 сен 2021, 20:12

a443728896b2.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
На вкус и цвет все фломастеры разные.

Аватара пользователя
koslik
Активный пользователь
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 15:59
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 792 раза
Поблагодарили: 306 раз

Значение украинской обрядовой вышивки

#4

Сообщение koslik » 30 сен 2021, 20:13

Rushnyk_6.jpg
Rushnyk_2_derevo_roda.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
На вкус и цвет все фломастеры разные.

Аватара пользователя
koslik
Активный пользователь
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 15:59
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 792 раза
Поблагодарили: 306 раз

Значение украинской обрядовой вышивки

#5

Сообщение koslik » 30 сен 2021, 20:15

1.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
На вкус и цвет все фломастеры разные.

Аватара пользователя
koslik
Активный пользователь
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 15:59
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 792 раза
Поблагодарили: 306 раз

Значение украинской обрядовой вышивки

#6

Сообщение koslik » 30 сен 2021, 20:16

рушник.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
На вкус и цвет все фломастеры разные.

Аватара пользователя
koslik
Активный пользователь
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 15:59
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 792 раза
Поблагодарили: 306 раз

Значение украинской обрядовой вышивки

#7

Сообщение koslik » 30 сен 2021, 20:28

Вверху - составной этнографический рушник.
На следующем рисунке с реконструкцией традиционного убранства украинской хаты мы увидим практически стилизованное изображение матрицы Мироздания на рушниках с орнаментами.
Нижние его части прикреплялись к основной полосками фабричной кисеи, которая буквально рассыпалась в прах, и мне пришлось заменить её современным кружевом.

Верхняя основная часть рушника украшена рядами фигур и знаков. Если принять условно два ряда птиц, составляющих смысловое единство, за первый ряд, то мы насчитаем семь рядов. Каждый ряд отличается от других рядов количеством, формой и величиной изображений.
Начнём попытку чтения узоров с верхнего ряда. Давно замечено, что петушки, птицы в верхних ярусах русских вышивок означают небо. Но не просто небо, а Небо с большой буквы, рай, ирий, из которого они прилетают на землю. Седьмое Небо - синонимом слова "рай", а наши петушки занимают как раз седьмой, верхний ряд вышивки. Следовательно, можно предположить, что ниже на рушнике изображены все остальные небеса.
Шестой ряд украшен мелкими четырёх лучевыми "снежинками". Их малая величина и большое количество (по сравнению с другими фигурами) говорит о том, что это изображение "частых звёзд". В одной русской народной песне есть слова о том, что девица вышивала "…красно солнце, ясен месяц, часты звёзды". Наш рушник являет собой иллюстрацию к этому фольклорному тексту.
Пятый ряд занимают три огромные распластанные фигуры на фоне "частых звёзд". Как уже отмечалось выше, учёные-этнографы называют подобные изображения то "женщиной-вазоном", то "змееногой богиней", то "рожаницей". Обратим внимание на то, что исследователи сходятся в одном - это женские фигуры. Их тройственность и равновеликий масштаб напомнили мне отражённое в фольклоре представление о неких трёх матерях. Например, в величании Масленницы в числе прочих определений упоминается загадочная фраза "трёх матерей дочка". Расшифровку этому дает полуязыческая "Голубиная книга":

"Первая мать - Пресвятая Богородица,
Вторая мать - сыра Земля,
Третья мать - кая скорбь приняла. (Гол. Кн.220)" .
Опираясь на эти широко распространённые в народе представления, можно предположить, что на рушнике изображены три Матери, средняя из которых Мать - сыра Земля в её божественной, небесной ипостаси.

Третья мать по тексту - это мама каждого отдельного человека. Но родная мама это собственно жена родного папы, его супруга. В древнерусском языке супругу означает слово "лада". Небесная богиня Лада была покровительницей жён, рождающих детей. Именно её, матушку Ладу, а не просто земную женщину-мать, логично поместить рядом с грандиозной Матерью - Землёй.
В официальном древнерусском языческом пантеоне, установленном князем Владимиром, мы найдём имя богини, по масштабу не уступающей двум вышеназванным: это Макошь - мать урожая, счастливого жребия, судьбы и прочая.

Итак, три Великих Матери: Макошь, Мать - сыра Земля и матушка Лада находятся в верхней части небес, которая отделяется от четырёх "низших" небес чёткой границей-линией.
На 4 небе мы видим три крупные розетки. Уже давно установлено, что подобные фигуры являются изображением солнца . Его тройственность означает утро, день и вечер, иначе говоря, утреннюю Зарю, Полдень и вечернюю Зарю.
На 3 небе находятся четыре четырёх лепестковые розетки как бы перечёркнутые крест на крест "на все четыре стороны". Это настойчивое повторение "четвёрки" и более мелкой масштаб по сравнению с солярными знаками, наводят на мысль о 4-х фазах луны. Мне могут возразить, что полная и новая луны отличаются от растущего и ущербного месяца, а на рушнике все четыре розетки выглядят одинаково. Я считаю, что вышивальщица могла не ставить своей задачей изображение каждой фазы луны, а отметить только то, что они есть и их четыре, показав этим своё представление о цикличности времени.
На втором небе водят хоровод похожие на цветы или деревья женские фигуры. Они значительно меньше аналогичных "растительных" богинь с 5 неба. Их множественность, "приземлённость" и "мажорный настрой" позволяет предположить, что это берегини.
Первое небо представляет собой две параллельные черты, между которыми изображены зигзагообразные линии. Всё вместе выглядит весьма капитально, это поистине "твердь небесная" с запасами небесной влаги.

К незыблемому Небу полоской воздушного кружева подвешена Земля. Она показана не в своей божественной ипостаси, но весьма конкретно, той землёй, по которой мы ходим ногами. В отличие от некоторой зашифрованности верхних небесных знаков, изображения на земле легко читаются.
На ней мы видим 2 мужские фигуры, чередующиеся с цветочными розетками. Первое что бросается в глаза в розетках, это гвоздики или васильки, торчащие опять-таки "на все четыре стороны". Меж цветами вышиты непомерно пышные колосья, и всё это берёт начало в перекрещенных ромбиках с точкой по середине, сгруппированных в косые кресты. Центр розетки, несомненно, означает вспаханное и засеянное поле , колосья - некую злаковую культуру. Известно, что в пшеничных полях растёт преимущественно дикий мак, а во рожи - васильки. Цветы на нашем рушнике никак не маки, и, как выяснилось, не гвоздика, а известный полевой сорняк василёк, следовательно, колосья изображают рожь . Интересно, что с древнейших времён возделывание ржи являлось отличительной особенностью славянских племён от, например, германских племён, которые рожь не культивировали.

Вся композиция в целом представляет собой стройную систему мироздания, языческую Вселенную. В ней имеются семь Небес, разделённых на верхние и нижние. На верхних, звёздных небесах находятся богини Матери и рай, на нижних, отделённых от земли твердью с запасами воды, светила и благожелательные духи. На земле человек занимается земледелием, причём исконно славянским.
Не могу не отметить некоторую феминистическую направленность этой Вселенной. Если на земле царят мужчины, то на небесах изображены только женщины.
Нас не должно смущать то, что Вселенная, изображённая на этом рушнике, не во всём совпадает с вселенными, выявленными другими исследователями русской традиции на основе устного фольклора, резьбы по дереву или росписи прялок. Дело в том, что в отличие от христианства, представляющего собой "достаточно цельную, устойчивую, структурно единообразную, закрытую систему догматов и религиозных символов, славянское язычество являлось неоднородной открытой системой, в которой новое уживалось со старым, постоянно дополняло его, образуя целый ряд напластований." .

Наша вышивальщица или её предшественницы, у которых она училась, имели полное право видеть мир так, а не иначе. Главное то, что это видение полностью укладывается в некие не очень жёсткие, но всё-таки имеющие границы этнические рамки, отличающие славянскую систему мировоззрений от систем мировоззрений соседних этносов .
На вкус и цвет все фломастеры разные.

Поддержать форум Чёрная и Белая магия Адрес email: руб.
Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Разное о магии»