Традиции Йоля

Аватара пользователя
koslik
Активный пользователь
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 15:59
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 792 раза
Поблагодарили: 306 раз

Традиции Йоля

#1

Сообщение koslik » 17 дек 2020, 01:17

+++Король #Дуб и Король #Падуб+++

"Каждый год в канун Йоля сходятся в битве Король Остролиста (падуба), олицетворяющий собой старый, уходящий год и старое солнце, и молодой Король Дуба, символизирующий наступающий год и молодое, новое солнце. Зрел и опытен старый #король в венке из вечнозеленого зимнего остролиста, усыпанном ягодами, молод и яростен молодой король в венке из дубовых листьев, и сражаются они каждый год не на жизнь, а на смерть, но вечна их битва, и будет свершаться, пока жива эта земля.

Оба эти короля – два лика Зеленого Человека (Green Man), или два лика Рогатого Бога, Хозяина Лесов. Золотой и светлый Дубовый король правит от Зимнего Солнцестояния до Летнего, когда свет солнца прибывает. Темный и суровый Король Остролиста – от Летнего Солнцестояния (Литы) до Йоля – все время, когда световой день уменьшается. Их Леди – сама земля, и оба они – ее консорты, защитники, хранители, возлюбленные."

(с) Shellir

Противостояние Зимнего и Летнего королей в #Йоль и Иванов день исследуется в книге Роберта Грейвса "Белая #богиня", где в качестве примеров мифического противостояния Зимнего и Летнего геров приводятся такие легендарные фигуры, как Лугх и Балор, Балин и Балэн, Гавейн и Зеленый Рыцарь; даже король #Артур и #Иисус Христос нередко приводятся в пример в связи с этим архетипичным мифом извечной борьбы двух начал, противоборствующих и единых одновременно. Надо сказать, что Фрэзер в "Золотой ветви" упоминает #Белтейн и #Самхэйн как два полюса года, и именно к ним привязывает "Битву королей". Этот миф, в отличие от множества неоязыческих мифов, где ключевую роль играет триединая Богиня, относится к мужским таинствам и мистериям.
На вкус и цвет все фломастеры разные.

Аватара пользователя
koslik
Активный пользователь
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 15:59
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 792 раза
Поблагодарили: 306 раз

Традиции Йоля

#2

Сообщение koslik » 17 дек 2020, 01:18

ЙОЛЬСКИЙ КОТ

Многим известна #легенда о тринадцати "Дедах Морозах" из холодной Исландии, которые в канун Йоля посещают людей и вместо подарков проделывают всяческие вредности. Но мало кто знает, что вместе с озорными бородачами их матерью-великаншей живет гигантский Йольский #кот (#Jólakötturinn) - черный, как ночь, котище размером с доброго быка. В святочную ночь Йольский кот бродит по домам и пожирает тех, кто к празднику не обзавелся обновкой из овечьей шерсти, а решил отметить в старой одежде. Впервые легенда о Йольском коте была записана в XIX в. По одной из версий, ест он все-таки не людей, а праздничные блюда. До сих пор про человека, который остался без обновки в #Йоль, говорят, что он "надел на себя йольского кота".
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
На вкус и цвет все фломастеры разные.

Аватара пользователя
koslik
Активный пользователь
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 15:59
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 792 раза
Поблагодарили: 306 раз

Традиции Йоля

#3

Сообщение koslik » 17 дек 2020, 01:20

🌟Йоль🌟
Йольское дерево и йольский дом

Из украшения елки и дома тоже можно сделать целое мероприятие.

🌟Что украшать🌟

Окно, входную дверь в комнату, где будет праздник, немножко кухню, елку или композицию из еловых лап (кто что предпочитает), пространство над постелью.

С окном история отдельная.

С зимнего солнцестояния до кануна Нового Года на него надо повесить большое изображение звезды. И до следующего солнцестояния вы будете хотя бы примерно попадать куда хотите в то время, какой вы для этого наметили.

С 26 декабря до кануна Нового года на него надо повесить большой (самый большой, какой найдете) золотой шар. И ваша одежда и обувь будут меньше подводить вас в сложную погоду.

🌟Как украшать все остальное, кроме кухни🌟

Для денег - шишки, кукурузу, елочные орехи (бывают игрушки этой формы).
Для сладкой жизни - сосульки разной формы.
Для радости и хорошего настроения - фонарики, свечки, огоньки - как обычные (которые можно зажечь), так и игрушечные, которые на елку вешают.
Для дома (уют, ремонт, новоселье) - игрушка-домик.
Для удачных путешествий - трамвай или вагончик (тоже бывает).
Для общего достатка - мишура, шары и банты золотого и красного цвета.
Для просто благополучия - то же самое, но зеленое.
Для власти - фиолетовое и пурпурное (темно-красное, бордовое)
Для успеха в учебе и работе с информацией - синее.
Для успехов в сочинительской и творческой деятельности - голубое, сиреневое, бирюзовое.
Для любви - оранжевый и розовый.
Игрушки в форме конфеты - для неожиданных бонусов от жизни.
Барабанчики и разные персонажи с музыкальными инструментами (от ангелов до солдат и мышей) - слава и всякий почет ОТ внешнего вида музыканта зависит качество того признания, которое вы получите, так что смотрите внимательно.
Для здоровья - можно игрушку-месяц (с бородкой и в колпаке) повесить. Для склонных простывать - елочная игрушка-снеговик или ребенок в зимней одежде, но этого сейчас почти не делают. Птица - для страдающих мигренями или склонных к дурному настроению и беспричинной грусти. Бабочка - для хороших снов, это сейчас найти несложно. Овощи (капуста, морковка) - чтобы не было "проблем с животом".
С аистом - аккуратнее :))) Хотя он, говорят,в новый год уносит кашель.

И главное: игрушки в форме животных и живых существ задают представление об окружении. И оно сбывается. Чем больше игрушка похожа на персонажа,с которым вы хотите иметь хорошие отношения в наступающем году, тем больше шансов на успех.

Да, вот еще что: дублировать такие игрушки-персонификаторы не стоит. А то могут случиться ДВА похожих персонажа и ДВЕ похожих ситуации в отношениях. Хорошо если дружба имелась в виду, а если любовь? Может быть не смешно...

Что куда - смотрите сами. Как на душу ляжет.

Кухня особых изысков не требует: достаточно цветной мишуры над очагом и связок сушеных овощей, или лука, или колосьев. И вам весь год ничего не придется одалживать у соседей в процессе готовки. Вытяжка над плитой - самое место для размещения украшений, но если туда добираться неудобно или мишура и прочее добро там не будут в безопасности, повесьте это все рядом с окном. А к плите можно положить новые прихватки и свежее полотенце. Просто для настроения.

Цвета могут быть любые, кроме синей гаммы.

🌟Ритуалы и обряды🌟

Исходный ритуал, оказывается, выглядел так: фигурки - символы желаемых благ резались из дерева, вырезались из картона и раскрашивались, или плелись из ниток - и вешались на окно "лицом" (лицевой, цветной или резной, стороной) в дом.

Считалось, что если утром нового года фигурка окажется повернута "лицом" к окну - желание сбудется.

Как пишет П. Кампанелли: "Например, если простой серебряный шарик вешается как защитный амулет, действующий по принципу зеркальной магии, то произнесение слов, подобных следующим, придаст чарам дополнительную силу:

Зло, уходи туда,
Откуда явилось.

Фрукт или украшение в виде фрукта в качестве амулета изобилия можно усилить с помощью приблизительно таких слов:

Фрукты на дереве
Станут урожаем.

А желудь или сделанное в виде желудя украшение, используемое как амулет силы, можно повесить на елку, произнося следующее заклинание:

Священное дерево,
Надели меня силой"
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
На вкус и цвет все фломастеры разные.

Аватара пользователя
koslik
Активный пользователь
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 15:59
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 792 раза
Поблагодарили: 306 раз

Традиции Йоля

#4

Сообщение koslik » 17 дек 2020, 01:21

🌟Йоль🌟
Атрибутика: Йольские свечи

Свечи Йоля зелёные, красные, чёрные, белые.

Зелёные свечи – маленькие деревца с звёздами огней. Такие свечи обвивают гирляндами, обкрадывают шишками, засыпают золотыми конфетти, чтобы придать им нарядный "ёлочный" вид. Чтобы составить такое украшение свечи лучше подойдут высокие, маканые, которые будут достаточно долго и безопасно гореть в окружении богатых праздничных украшений.Зелёные свечи в Йоль – символ дома, благоденствия, благополучия, вечной надежды на новую жизнь.

Белые йольские свечи – новизна и чистота зимы. Их часто подбирают по числу собравшихся на шабаш (и тогда можно сразу выбирать вотивы: маленькие свечи, колдуя с которыми мы обращаем к богам свои сердца и просьбы). Эти свечи не зажигают сразу. Их ставят рядом с собой все, кто входит в круг, и потом вместе зажигают от Нового Огня. Если нет возможности унести в свой дом углей от Йольского очага, часто уносят йольские свечи. От них дома зажигают алтари и хранят весь год – на удачу и здоровье семьи. Белые йольские свечи, создающие круг, - это серебряный звёздный чертог, откуда на землю возвращается Король Дубовых Листьев, долгожданный молодой Бог.

Чёрные свечи освещают шабаш до того, как тушат огни и ставят круг. Иногда в начале Йоля дожигают оставшиеся свечи Самайна в знак непрерывности кружения Колеса Года. Если потушить огни по какой-либо причине не представляется возможным вовсе, то для освещения оставляют гореть именно чёрные свечи, ночные и зимние, самые "тёмные" из несущих свет.

Одна красная, одна чёрная и одна белая свеча нужны для ритуала почитания Трехликой Богини. Спутница и Мать Бога, Дева, Старуха и Мать, вечно прекрасная, вечная забота и сила всему живому. В современных викканских обрядах Жрица, открывающая круг, зажигает эти три свечи на алтаре в знак того, что в Йоль, праздник Бога и Короля, первый поклон и первое обращение – к Богине и Королеве. Три свечи ставят на Йольское Полено, если оно становится атрибутом интерьера, а не сжигается в очаге.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
На вкус и цвет все фломастеры разные.

Аватара пользователя
koslik
Активный пользователь
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 15:59
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 792 раза
Поблагодарили: 306 раз

Традиции Йоля

#5

Сообщение koslik » 17 дек 2020, 01:22

🌟Йоль🌟
Отмечаем и украшаем

:::Дом и домашние обычаи:::

Дом, окна и двери украшаются листьями падуба, ветками других вечнозеленых растений, символизирующих жизнь, гроздьями ягод рябины или бусами из рябиновых ягод. На дверь и в оконных проемах вешают изображение Солнца – символ рождающегося Бога и изображения звезды – символ Богини-Роженицы. Подогретое красное вино ставится на стол в котле или большой чаше, разливается черпаком. Котел изображает чрево Матери, из которого рождается юный Бог-Солнце. Вино символизирует кровь роженицы. Кроме того в одежде и в украшении дома желательно наличие большого количества блестящих металлических предметов желтого цвета – золото, начищенная до блеска латунь – символизирующих солнечный свет. Обязательно присутствие живого огня. Если есть возможность – разводится большой костер.

:::Гости на празднике:::

Наши собратья на Западе устраивают в этот вечер театральные представления, разыгрывая битву между Королем Дуба и Королем Остролиста, сменяющими друг друга в чередовании сезонов года. Омела, священное растение, вырастающее на дубах – еще один символ этого праздника. Говорят, поцеловавшиеся под дубом с омелой в эту ночь, обеспечивают себе благополучие в наступающем году. Покупая или рисуя поздравительные открытки, держите в уме, что символом Рогатого Охотника является олень. Подарки, даримые друг другу, должны символизировать пожелания на грядущий год. Кроме этого соседям и путникам дарятся сладости – конфеты, засахаренные фрукты, сладкие пирожки, печенье.

:::Йольское дерево:::

Йольское дерево (или святочное дерево) – символ бессмертия. Потому используются вечнозеленые деревья – ель, сосна, можжевельник – наряду с ветвями падуба. Среди украшений традиционно всегда присутствует Солнце и Луна, символы Бога и Богини, света дневного и ночного. Звёзды (на нитках или зажимах) окружают ёлку мерцанием и дерево будто парит в темноте между мирами, становясь символом Мирового Древа Иггдрасиля. В знак связи с поколениями предков и потомков, как символ душ празднующей семьи на ёлку вешают ангелов или другие крылатые фигурки. Не забываем и про посиделки фей на ветках. Небольшие свёртки-подарки и традиционные стеклянные шары - символы наших желаний , которые мы загадываем в самую длинную ночь. Игрушки в виде рога изобилия или виноградной грозди – залог дома-полной чаши и полных чаш, что пьются во славу богов и духов в Йольскую ночь..

:::Огонь в очаге:::

Огонь – если вы разводите огонь в доме, т.е. у вас есть печь или камин, то для дня Солнцеворота заранее заготавливают дубовые дрова. Огонь очага – символизирует энергию солнца. Всю ночь предпочтительно бодрствовать. Если же вы решили спать – все равно оставьте горящую свечу. Поставьте ее в миску с водой для безопасности, и спите. Огонь должен гореть всю ночь до первых лучей солнца.

:::Йольское полено:::

Йольский непременный атрибут - священное Йольское Полено. Полено перевивается алыми и зелёными лентами. Алые ленты символизируют женское жизненное начало: пока женщина может оставить на белом снегу алые следы, всегда есть надежда на то, что она возродит жизнь. Зелёный цвет лент – символ торжества жизни. Из лесов зелёных в зелёном венке пожалует на празднество Король Дубовых Листьев. Священное полено зажигается первым и часть праздничного ужина готовится либо на нём, либо после того, как оно сгорит. Если вы занимаетесь ведьмовством, то Йольское Полено становится атрибутом алтаря, его украшают свечами и празднуют Йоль в их свете. Но даже если Полено пылает в очаге, небольшой кусочек его сохранят всегда: это лучший оберег и защита всего дома на будущий год.

:::Йольские угощения:::

Еще одна традиция - праздничная еда, много и разной - фрукты (яблоки, апельсины), орехи, сладости, свинина (от праздничной традиции жарки кабана), выпечка с корицей. Традиционным скандинавским угощением в Йоль является рисовая каша с пряностями.

Старинный обычай - приготовление круглого свежевыпеченного "солнечного" хлеба с пряностями и цукатами. Такой хлеб едят всей семьей. Кстати, аналогичные обычаи есть и в Европе, и в дореволюционной России. Более современная Йольская сладость - торт-полено, бисквит с кремом, покрытый шоколадом-корой. Если такой торт (рулет) пекут сами, то часто из таких "поленьев" собирают целую поленницу или вязанку.

Питье Йоля - горячее вино с пряностями, которое мы называем глинтвейном. Глинтвейн варят, подбирая вино по собственному вкусу. Более густое сбалансированное кабернэ или ароматная узнаваемая изабелла – выбор хозяйки. Если выбрано сухое вино, то в него придётся добавлять сахар, и удобнее для этого сразу запастись сиропом. Кстати, глинтвейн можно подсластить сиропом домашнего варенья, ежевичного или малинового. Кто-то любит вместе с традиционными пряностями, гвоздикой (буквально пара-тройка штук на котелок) и корицей, оживить глинтвейн сушёными ягодами земляники или вишнями. Можно сервировать глинтвейн в бокалы, разложив туда сначала по несколько вишен из компота. Другие предпочитают варить глинтвейн традиционно: новогодним и цитрусовым. Тогда при варке добавляются мандарины (если их потом планируется есть, то нужно очистить от плёнок и подать гостям длинные ложки или вилки для фруктов) и лимонная цедра. Лучший глинтвейн варится в котелке, чугунном или медном, но не в алюминиевом. Его помешивают, обычно по часовой стрелке ( но это дело каждой ведьмы, конечно;) и нагревают до степени "предзакипания". Это уникальный момент, когда глинтвейн ещё только думает, чтобы начать закипать. Ловить его легко научиться: дело только в практике.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
На вкус и цвет все фломастеры разные.

Аватара пользователя
koslik
Активный пользователь
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 15:59
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 792 раза
Поблагодарили: 306 раз

Традиции Йоля

#6

Сообщение koslik » 17 дек 2020, 01:38

Ниссе – маленький старичок-домовой с длинной бородой, в серых штанах, курточке и старомодных башмаках. При желании он становится невидимым, любит пыльные чердаки и шкафы с посудой, дружит с домашними животными. Самое любимое лакомство ниссе – сладкая овсянка с кусочком масла. Именно ниссе помогают выбрать лучшую ель, достойную украсить целый город! Они забираются на макушку самого красивого дерева и качаются на ней до тех пор, пока люди не обратят на ель внимание.

ᅠᅠВ старые добрые времена ниссе было намного больше, чем ныне. Обитают они обычно в амбарах и конюшнях, где помогают ухаживать за скотом и лошадьми, к которым они часто привязываются столь же крепко, как и к человеку. Есть много примеров того, что они вытаскивают сено из кормушек соседских лошадей, чтобы перетащить его в кормушку своей любимицы. Ниссе любят проделки; иногда они в коровнике отвязывают коров, часто досаждают молочницам – либо задувая свет, либо придерживая сено так, что бедная девушка не может ухватить даже клок. Если девушка все же цепляется за сено, они тянут его на себя изо всех сил, а потом отпускают, так, что девица валится на пол. Это очень радует ниссе, и он издает смех, похожий на лошадиное ржание.
ᅠᅠЕсли ниссе привязан к хозяину дома, он делает все ему на благо. Временами он перетаскивает в его хозяйство сено от соседей; это порождает ссоры, и между ниссе двумя хозяйств могут вспыхнуть конфликты. Иногда можно стать свидетелем драки двух ниссе в виде облачка разлетающихся в разные стороны сена и соломы. Хотя ниссе помогают тем, к кому привязаны, они злобны и мстительны по отношению к тем, кто пытается им досадить. Неудивительно, что люди пытаются снискать их расположение. В канун Рождества и вечером по четвергам во многих местах для ниссе оставляют сладкую овсяную кашу, пирожки, пиво и тому подобное. Ниссе охотно поедают угощение, при условии, что оно им по вкусу, но порой бывают очень разборчивыми. Ниссе не выносят насмешек и высокомерного отношения к себе, а поскольку они сильны, несмотря на свой низкий рост, их обидчикам чаще всего приходиться уступать.

ᅠᅠНиссе любят лунный свет, и зимой иногда можно видеть, как они развлекаются, катаясь на санках или прыгая через изгороди. Они жизнелюбивы, но не всегда любят шум и суету, особенно в канун Рождества и в четверг вечером. Обычно люди относятся к ниссе дружелюбно, и во многих местах называют их добрыми малыми.

☽ Йольские гости: Старуха Грила ☾

    Каждый ребенок в Исландии знает о Гриле (Grýla), страшной старухе, что приходит к непослушным детям и ест их. Особенно опасна она тем малышам, что не хотят кушать или мучают бесконечным нытьем своих близких. Она — тролльша и мать Йольских Парней (Jólasveinar или Jólasveinarnir), причем никто точно не знает, сколько их: восемь, тринадцать или больше. В стихотворении «Старая тула о детях Грилы» (Gömul þula um Grýlubörn) рассказывается, что их было двадцать, но двое младших близняшек умерли в колыбели. Cегодня, однако, принято считать, что их тринадцать, по числу дней празднования Йоля. Именно столько Йольских Парней навещают исландских детей в эти дни примерно с середины прошлого века и оставляют послушным детям в башмаках небольшие подарки, непослушным же — кусок угля, камень или картофелину. Тем не менее, детвора обычно надеется на лучшее и оставляет праздничным вечером один башмак на подоконнике в своей комнате.

    Сама Грила трижды была замужем, первый раз за неким Густи (Gusti). второй за Кюлдаболи (Kuldaboli), нынешнего же ее мужа зовут Леппалуди (Leppalúði), именно он и является счастливым отцом многочисленных троллят. Хотя, как водится, сплетни людские о своих соседях-нелюдях всегда разняться, например, в сказке «Грила и ее мужья» (Grýla og bændur hennar) или в стихе «Тула Грилы» (Grýluþula) мужей было у нее только двое, Боли (Boli) и Леппалуди, и она пережила обоих. Однако все-таки принято считать, что Леппалуди жив. Возможно, причиной слухов послужило то, что он необычайно ленив, а по некоторым рассказам просто не встает с постели, так что Гриле приходится самой заботиться о себе и обо всем семействе, добывая что-нибудь поесть. Поэтому ее обычно видят с большим мешком, куда рискуют угодить капризные малыши. Живет семейство в горной пещере, причем с ними обитает и большой страшный черный Йольский Кот (Jólaköttur), знаменитый не меньше своих хозяев. У него огромные и острые белые зубы, длиннющие когти и горящие желтым огнем глаза. Привычками он под стать своему окружению: является накануне Йоля и съедает тех, кто не обзавелся к этому моменту новой одеждой. Правда, сегодня некоторые утверждают, что он съедает только их праздничное угощение, возможно, хозяйка стала лучше его кормить. Про тех, кто не сшил себе обновки к Йолю в Исландии говорят: «он надел на себя рождественского кота» (hann fór í jólaköttinn). А это не шутка, размеры Йольского Кота очевидцы описывают по-разному: то он трется у ног или прыгает на плечи Грилы, то крупнее быка и тролля. Впрочем, у страха, как известно, глаза велики.

    Грила представляется то великаншей, то лисой с пятнадцатью хвостами. Вероятно, ассоциация образа Грилы с лисой связана с тем, что лисы являются самыми крупными хищниками в Исландии, замешанными в краже молодых ягнят, а их укус бывает опасен, так как эти животные переносят бешенство. Страшная легенда о Гриле бытовала в Исландии на протяжении многих веков — ее имя даже упомянуто в Младшей Эдде, написанной Снорри Стурлусоном в XIII столетии.
    Большинство историй, повествующих о Гриле, были предназначены для запугивания непослушных детей: так, любимым блюдом Грилы, обладающей ненасытным аппетитом, являлось жаркое из проказников. До XVII столетия образ Грилы не был непосредственно связан с Рождеством, но к этому времени ее стали считать матерью Йоласвейнаров (исландских Дедов Морозов).
    Незадолго до Йоля Грила берет большой мешок и отправляется искать непослушных мальчиков и девочек. Сказания о Гриле нашли отражение во многих рассказах, стихах и песнях исландских писателей. Иногда великанша умирает в конце истории. Так, в книге «Йоль идет» (Jólin Koma, 1932 г.) Йоуханнеса из Катлара (Jóhannes úr Kötlum) рассказывается, что Грила растет, если дети плохо себя ведут, а благодаря послушным детям может похудеть и вовсе сгинуть с голоду.

    Иными словами, характеристика великанши Грилы из ранних источников включает в себя указание на ее огромную силу и на внушаемый ею страх, что вполне характерно для старинного представления о троллях, хотя и неясно, почему именно Грилу считали опаснее прочих. Она связана с пятнадцатихвостой лисой или, как минимум, у нее есть эти самые пятнадцать хвостов, а также связна с детьми. Судя по прозвищу Стейнгрима и Фарерским обычаям, вероятна так же некая связь Грилы со шкурами зверей и мужскими персонажами. Хоть между свидетельствами этнографов с Фарерских и Шетландских островов и событиями в «Саге об исландцах» разрыв в 600 лет, но существование обрядов с ряжеными, имеющими отношение к Гриле, могло бы объяснить и почему Грила — Кожаная, и почему мужчине было не зазорно носить такое прозвище, и откуда хвосты. Также, вполне вероятно, именно из-за карнавальной специфики (ряженые часто взнимают «дань» с тех, кто не под маской, причем нередко с ритуальными угрозами) Грилу и видели издавна с сумой или мешком. Хотя непосредственных свидетельств о ряженых-Грилах в Исландии не сохранилось, при обличении «греховных» игрищ викиваки (vikivaki, исландский народные забавы с танцами и песнями, на которые собиралась молодежь и которые длились несколько бессонных ночей) в середине XVII века Торстейн Петурссон употреблял выражения Grýlu andlit (лицо Грилы), Grýlu maður (муж Грилы) and Grýlumynder (изображение Грилы), когда речь шла об используемых в этих игрищах звериных личинах. Надо сказать, что Йольские игрища и ночные бдения (Vökunætur), как и славянские святочные гуляния, могли носить достаточно «разнузданный» характер.

    Изначальная ассоциация Грилы с Йолем часто подвергается сомнению, хотя, в принципе, явления ряженых приурочиваются обычно к поворотным точкам года. В любом случае, уже в первом литературном упоминании о ней — в поэме «Песнь о Гриле» (Grýlukvæði, 1650 год) Гудмунда Эрлессона (Guðmundur Erlendsson) — связь с рождественским временем присутствует. В поэме голос Грилы сравнивается с орлиным клекотом (вспомним о тарабарской речи и звукоподражаниях животным ряженых). У нее рога, как у козы, волосы на подбородке, словно нитки на ткацком станке, грязные острые зубы. В описание вполне можно увидеть отсылки к звероподобной природе и элементам костюма ряженых из пакли, пряжи и т.д. В поэме Грила пытается провести ночь в доме, где живут дети, что для нее не просто: она не выносит света рождественских свечей и звуков рождественских гимнов, которые поют люди. Она также жалуется на голод, потому дети должны очень хорошо себя вести, что бы она их не съела. В этой поэме Грила похожа на нищенку, скитающуюся от хутора к хутору и пытающаяся выпросить у людей что-нибудь поесть. Возможно, во времена юности Гудмунда именно так — похожей на бродячую попрошайку — люди и представляли себе Грилу. Однако, не исключена и реминисценция с обрядовым «попрошайничеством» ряженых.

    В той же книге в поэме «Йольские Парни» (Jólasveinarnir) перечислены имена и описаны характеры и привычки детей Грилы. Однако родилось представление о Йольских Парнях значительно раньше. В 1746 в рамках борьбы с недостаточно благочестивыми народными традициями было издано постановление: «Глупый обычай, который практикуется кое-где в стране пугать детей Йольскими Парнями или привидениями, должен быть упразднен». Что ж, ныне этот запрет помнят лишь потому, что он с «глупым обычаем» связан.

____________________

Использованные материалы:

• Árni Björnsson «High Days and Holidays in Iceland». Publisher, Mál og menning, 1995. Original from Indiana University
• Terry Gunnell Grýla, grýlur, grøleks and skeklers: folk drama in the north atlantic in the early middle ages?
• Erla Jonasdottir «Grýla the Mother and the Murderer. Analization and discussion of Grýla, trolls and similar creatures in folk and fairy tales»
• Стурла Тордарсон «Сага об исландцах» в переводе А.В. Циммерлинга — Спб.: «Алетейя», 2007
• «Сага об Иллуги Зяте Грид» в переводе Т.Ермолаева, серия библиотеки сайта «Северная Слава»
• А. Я. Гуревич, статья «Сверрир в саге и в истории», «Сага о Сверрире». — М.: «Наука», 1988
• Северная Традиция // http://www.diary.ru/~asatru/
На вкус и цвет все фломастеры разные.

Аватара пользователя
koslik
Активный пользователь
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 15:59
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 792 раза
Поблагодарили: 306 раз

Традиции Йоля

#7

Сообщение koslik » 17 дек 2020, 01:40

☽ Йольские гости: Крампус ☾

    Известно, что задолго до христианства в Йоль люди наряжались в жуткие маски, олицетворяющие животных, надевали медвежьи и козьи шкуры и обвязывались ленточками. Причины для того, чтобы наряжаться в столь странные костюмы, трактуются по-разному. Одни пытаются отогнать от себя злые силы, другие просто отдают дань своим предкам, соблюдая традиции, а третьи верят, что таким ритуалом они успокаивают и усмиряют зверскую натуру внутри себя.

    Заинтересовавшийся древними ритуалами французский фотограф Шарль Фреже объехал 18 стран, из которых привез уникальные снимки переодетых людей. Самым известным героем этого праздника оказался жуткий Крампус из Австрии. В его руках плеть, и он готов наказать ею всех провинившихся за прошедший год. Самое страшное наказание от Крампуса — кража детей провинившегося и выкидывание их в реку в мешке.

    Упоминания о Крампусе имеются еще в дохристианском германском фольклоре. По некоторым характеристикам он проявляет сходство и с сатирами из древнегреческой мифологии. В более ранний период, особенно во времена инквизиции, католическая церковь запрещала празднования с участием ряженых, изображающих рогатых существ. Тем не менее, традиция изображения Крампуса сохранилась, и к XVII веку он утвердился в рождественских празднованиях как спутник и одновременно антипод Св. Николая.
    Слово «Krampus» (иногда «Grampus») происходит от древневерхненемецкого «Krampen» со значением «коготь» либо, по другой версии, от баварского слова «Krampn» «нечто мертвое, высохшее». Также в немецкой традиции известны названия «Hörnernickel» — рогатый Николай, у судетских немцев, «Klausentreiben» — Дикий Клаус (на нем.) у швабов, «Klausjagen» — Клаус-яген (на нем.) в швейцарском городе Кюснахт-ам-Риги или «Chlausjagen» — в Хальвиле.
    Согласно некоторым версиям это название происходит из старых немецких диалектов, распространенных на территории Австрии. Там понятие krampus встречалось в названиях фигурок, сделанных из сушеных слив, и означало засохший, сушеный, безжизненный. Само действие приходится на начало зимы и предваряет наступление самого темного времени года. Крампусы олицетворяли злых духов зимы и своим страшным видом напоминали людям об их неизбежном приходе, о наступлении долгого, холодного и темного времени года. Во времена распространения христианства крампусы стали олицетворением чертей и прочей нечистой силы.
    Если Святой Николай дарит детям сладости и подарки, то Крампус специализируется на наказаниях для непослушных детей: может наказать розгами, заковать в цепи или даже забодать.

    Внешний вид Крампусов менялся в соответствии с изменением представлений об ужасном и отталкивающем облике человекоподобных существ,но некоторые характеристики остаются общими: он покрыт шерстью, обычно бурой или черной, у него козлиные рога и раздвоенные копыта. Из пасти вываливается длинный заостренный язык.
   Нередко Крампус несет цепь, что символизирует оковы на дьяволе в христианской традиции. Для достижения большего эффекта он потрясает цепями. Цепи могут также дополняться колокольчиками разного размера. К языческим представлениям восходит такой атрибут Крампуса, как связки березовых розог (ruten), которыми он стегает детей. Наказание розгами играло важную роль в дохристианском обряде инициации. Розги могут заменяться хлыстом. Иногда Крампус появляется с мешком или лоханью за спиной — они предназначены для того, чтобы унести непослушных детей для их последующего поедания, утопления или отправления в преисподнюю.
   Поскольку отголоски древних традиций и связи с культом плодородия сопровождали образ Крампуса, считалось, что он может напасть на женщину с вполне недвусмысленными намерениями.

   Легенды о крампусах уходят в языческие времена и были связаны с приходом зимы и уменьшением светового дня. Они были распространены на территории современной Австрии, Германии, Венгрии и северной Италии. Однако, по прошествии времени, отношение к Крампусам сильно изменилось. В настоящее время, Крампус хоть и предстает в страшном и злобном виде, все же является персонажем предрождественских праздников.

   Иногда Крампус в фольклоре смешивается с другим мифическим существом — ведьмой Перхтен.
   В Центральной Европе ритуалы, связанные с Крампусом, различаются. Так, в Штирии Крампус отдает свои розги семье, в которую приходит, и затем они остаются в доме на видном месте на протяжении всего года как напоминание детям вести себя хорошо. В некоторых небольших деревнях Крампус расхаживает в компании других звероподобных рогатых существ («Schabmänner» или «Rauhen»), но без Св. Николая.
   В крупных городах с развитой туристической инфраструктурой (наподобие Зальцбурга) Крампусы более дружественны и скорее комичны, нежели страшны.
   В Эльзасе аналог Крампуса известен как Ганс Трапп («Hans Trapp») и во время празднований сопровождает фигуру младенца-Христа вместо Св. Николая.
   Изображение Крампуса набирает популярность и в Северной Америке. Он популярен у немецкоязычных диаспор северо-востока США, где известен как «Bellsnichol» и совмещает черты как Св. Николая, так и его демонического антипода.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
На вкус и цвет все фломастеры разные.

Аватара пользователя
koslik
Активный пользователь
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 15:59
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 792 раза
Поблагодарили: 306 раз

Традиции Йоля

#8

Сообщение koslik » 17 дек 2020, 01:52

Исландские Йоласвейнары (ЙОЛЬСКИЕ ПАРНИ)


В Исландии обязанности Санты возложены на Йоласвейнаров — 13 братьев, которые оставляют подарки детям в их обуви. Тем не менее, Йольские Парни не всегда были такими дружелюбными. Легенда гласит, что они родились троллями-убийцами и терроризировали людей в их домах, воруя продукты питания и вызывая жуткий шум. У каждого из Йольских Парней есть свои имена, которые также описывают их проказы (Жердина из овчарни, Канавный остолоп, Обрубок, Ложколиз, Горшколиз, Мисколиз, Дверехлопальщик, Скирный обжора, Колбасохват, Подглядывающий в окна, Дверевынюхиватель, Мясной крюк, Свечной попрошайка).

Согласно легенде, они приходят в людские поселения за 13 дней до Рождества и уходят один за другим. В 1746 году исландские власти публично издали указ, чтобы люди прекратили пугать своих детей этими монстрами, после чего Йоласвейнары стали добрыми символами Рождества и по сути вобрали в себя черты Санта-Клауса.

Stekkjarstaur, «Хромоножка». Он ходит с посохом, потому что у него не гнутся колени. 12 декабря он пробирается в хлев и пьет молоко из-под овец.

Giljagaur, «Тот, кто живет в овраге». Самый веселый и красивый из тринадцати братьев. 13 декабря он забирается в хлев, подкрадывается к ведру с парным молоком, макает в него палец и поедает сливки.
Stúfur, «Коротышка». Очень маленький и робкий, боится даже собственных братьев и едва осмеливается озорничать. 14 декабря он просто тихонько ждет, притаившись в углу кухни, пока хозяйка жарит мясо. Если она отвернется, Коротышка стащит сковороду.

Thvörusleikir, «Тот, кто облизывает ложки». Он высокий и тощий, как веретено. Приходит 15 декабря и ворует длинные деревянные ложки, служащие для помешивания в котле.

Pottasleikir, «Тот, кто вылизывает котлы». Является 16 декабря, ворует немытые котлы и вылизывает из них остатки еды.

Askasleikir, «Тот, кто вылизывает миски». 17 декабря он прячется под кроватью, и если кто-нибудь поставит свою миску на пол, он утащит ее и вылижет дочиста.

Hurdaskellir, «Тот, кто хлопает дверью». Очень шумный товарищ. Является ночью 18 декабря, хлопает дверьми в доме и не дает спокойно выспаться.

Skyrgámur, «Пожиратель сладкого творога» (точнее говоря, скира — сладкого створоженного йогурта). 19 декабря пробирается в кладовую и может слопать все запасы скира.

Bjúgnakrækir, «Похититель сосисок». Приходит 20 декабря и, понятное дело, тащит и пожирает сосиски.

Gluggagægir, «Тот, кто подглядывает в окно». Приходит 21 декабря. Он не такой жадный, как его братья, — просто очень любопытный 🙂 Но если ему приглянется какая-нибудь игрушка, может и стянуть.

Gáttathefur, «Тот, кто вынюхивает под дверью». Йоласвейн с огромным носом. Он является 22 декабря на запах пирогов, которые пекут к Рождеству:.

Ketkrókur, «Мясной крюк». Приходит 23 декабря, забирается на крышу и выуживает через трубу куски мяса (мясо в Исландии коптили, подвешивая под потолком, рядом с дымоходом).

Kertasníkir, «Тот, кто выпрашивает свечи». Приходит 24 декабря, ходит по домам и всюду просит подарить ему свечку.
К Рождеству они собираются все вместе.
А затем, начиная с Рождества, йоласвенар возвращаются домой — по одному каждый день. Последний уходит в ночь с 6 на 7 января.
На вкус и цвет все фломастеры разные.

Аватара пользователя
koslik
Активный пользователь
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 15:59
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 792 раза
Поблагодарили: 306 раз

Традиции Йоля

#9

Сообщение koslik » 17 дек 2020, 01:54

В лесу родилась Йолочка? (или При чем тут елка?)

Вносить в дом на зимнее солнцестояние вечнозеленые деревья и украшать их начали еще римляне. Есть версия, что елка, украшенная яблоками и орехами символизирует "райское дерево" (хотя в раннем христианстве, обычай внесения и украшения дерева, мягко говоря, не поощрялся, и даже запрещался в Европе, но впоследствии был принят).
Такое дерево также символизирует жизнь и выживание, особенно в холодном климате, когда все другие деревья стоят голые и сонные, оно символизирует плодородие и бессмертие. Другие символы зимних праздников – омела, которая не только сохраняет зимой зеленые листья, но и растет не касаясь земли, и падуб (остролист), плющ. Остролист и зимой украшен красными ягодами, а омела - белыми.
Как пишет П. Кампанелли "Первое письменное упоминание об украшении елки было сделано в Латвии, в городе Риге, в 1510 году. Тогда дерево было наряжено бумажными цветами, а вокруг него водили хоровод — до тех пор, пока купцы, устроившие этот явно языческий ритуал, не спалили его. В Америке обычай украшения елки широко распространился лишь после 1841 года, когда королева Виктория велела нарядить новогоднюю елку в Виндзорском дворце. Ранее, как считали некоторые, этот обычай уже привезли с собой в Америку гессенские солдаты во время Войны за независимость. Гессенцами они назывались потому, что прибыли из немецкой земли Г'ессен, а земля эта издавна была известна тем, что там, особенно на знаменитой Брокенской горе в Гарце, устраивали свои сборища ведьмы."
Еловые же шишки в западном фольклоре часто были символами фей хвойных лесов (в сказках часто собранные шишки превращались в монеты).

Поэтому украсить Йолочку можно коричными палочками и сушеными цветами (например, розами), можно клюквой и сушеными початками кукурузы, мешочками с ароматными травами, яблоками, орехами, апельсинами, лимонами. Тут пригодятся старые советские елочные игрушки в виде плодов, фруктов и овощей, орехов и желудей (раньше Ведьма думала, что идею повесить на елку огурцы, початки кукурузы, помидоры, желуди и виноград придумал кто-то глупый, но теперь ей понятно, что это был кто-то умный). Виккане вешают на Йолочку письма со своими желаниями. Также попадаются ссылки на то, что фигурки, повешенные на елочке на самом деле связаны с культом языческого бога Аттея, распятого на сосне, и богини Луны.

Мишура и игрушки также можно соотнести с образами луны, солнца и звезд небесных. "Дождик" - как символ дождя - опять же будет символом плодородия.

Уместны будут и шишки и желуди (символы опять же дуба).

Если говорить о всеми нами любимых шариках и сосулечках, они тоже не просто так висят. Как пишет та же П. Кампанелли о шарах, "Столетиями их использовали для защиты от «дурного глаза». Принцип их действия прост: они отражают злые чары и дурные намерения, они возвращают их «отправителю». Маленькие шарики размером в два-три сантиметра, надеваемые на цепочку и носимые на шее, служат великолепными защитными амулетами, хотя и могут выглядеть странно, если надевать их не во время святок.В качестве елочных украшений в период зимнего Солнцестояния эти блестящие стеклянные шарики улавливают свет новорожденного солнца и направляют его обратно, действуя как магический инструмент для повышения энергии солнца.
Эта идея получила полное развитие, когда в простом стеклянном шарике стали делать геометрически правильное углубление, позволяющее улавливать и отражать свет, будь то чистый белый свет возрожденного зимнего солнца или мягкий, теплый свет свечей."
На вкус и цвет все фломастеры разные.

Аватара пользователя
koslik
Активный пользователь
Сообщения: 1757
Зарегистрирован: 14 авг 2019, 15:59
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 792 раза
Поблагодарили: 306 раз

Традиции Йоля

#10

Сообщение koslik » 20 дек 2021, 21:07

Напомню что йоль - на носу!
На вкус и цвет все фломастеры разные.

Поддержать форум Чёрная и Белая магия Адрес email: руб.
Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Викка»