"Ламмас" у славян: спожинки.
Календарное 1-е августа (старый стиль) ранее было на востоке не столько днём начала жатвы, тот определялся практическими соображениями, сколько «Маковея». Имя это народная этимология связала с маком. В этот день собирали созревший мак, из которого пекли «шулики» (Малороссия). По новому стилю этот церковный праздник сместился, соответственно, на 14й день августа. По-видимому, начало жатвы у нас отмечалось менее торжественно, чем её окончание — Спожинки, и не привязывалось особо к церковному календарю, завися лишь от широты и погоды. А вот Спожинки в северных областях связывались с Успением — 15 августа по старому стилю (теперь православная церковь празднует его 28 августа, добровольно разорвав связь с полем и миром). Южнее — на Украине — ориентировочно Спожинки соотносились с Первым (Медовым, когда заламывали и приносили в церковь соты) Спасом, отмечавшимся 6 августа (теперь 19 августа).
Начало Жатвы, Зажинки, как уже сказано, разнилось в зависимости от региона и от погоды. На Украине, например, это происходило примерно «через неделю после Петровок» (т.е. в первой декаде июля), а в Тульской губернии начинали жать рожь с 16 июля (старый стиль, т.е. для нас в конце июля). Первый сжатый сноп в Тульской губернии назывался «именинным», вечером его приносили с песнями на гумно. Впереди шёл хозяин со снопом, за ним жнецы и работники (некогда именинный сноп приносился на барский двор). Именинный сноп обладал особыми свойствами: с него начинали молотьбу, его соломой кормили больную скотину, зерно от него виделось целебным для людей и птицы. Как сообщает И.П. Сахаров, «без именинного снопа не бывало посева», т.е. его зерном засевали поле под новый урожай, передавая ему силу и благо старого. Ещё один интересный момент — то, что на практике «Велесову бородку» оставляли не только в конце жатвы (как обычно пишут), но кое-где и в начале. В Костромской губернии, например, при начале работ оставляли на поле клок несжатого хлеба как «Волотка на бородку» (фольклорист поясняет, что «Волоткою» именовался верх снопа, а колос «волокном»). Так же Сахаров сообщает, что и в Малороссии старухи перед жатвою «завивают бороду Велесу» и что до этой бороды «во всё жнитво не касается рука жниц».
Сама жатва всегда была временем тяжёлого труда: под палящим солнцем, не разгибая спины, с волдырями на руках от жестких стеблей. И всё же работа, бывшая залогом процветания всего следующего года, породила красивейшие песни.
Жнеи молодые,
Серпы золотые!
Уж вы жните, жните,
Жните, не ленитесь,
А обжавши нивку,
Пейте, веселитесь!
Или
ВгорУ, сонечко, вгорУ,
Хай я нивоньку дожнУ.
Ой, лане-ланОчку,
Скажи ж мені правдОчку,
Чи будемо ми в кінці,
Чи будемо ми в вінці?
Ой, будЕм, доню, будЕм,
Лише нивоньку дожнЕм!
О весьма интересном обережном обычае-заклинании поры жатвы рассказывает Сахаров (приурочивая его к 5 августа, т.е. ближе к концу работ).
«Рачительные домоводицы из наших поселян находят нужным заклинать жнивы. Это, говорят они, будто нужно для того, чтобы нечистая сила не поселилась на жнивах и не выжила с пажитей скот. Для сего они, раннею зорёю, выходят на жнивы с маслом конопляным. Обращаясь на восток, говорят: «Мать сыра-земля! уйми ты всяку гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела». Проговоривши, выливают на землю масло. Потом, обращаясь на запад, говорят:«Мать сыра-земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, в смолу горючую». После сего выливают масло на землю. Обращаясь на юг, говорят: «Мать сыра-земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненавистью, уйми пески сыпучие со метелями». Обращаясь на запад, говорят: :«Мать сыра-земля! Уйми ты ветры полуночные со тучами, содержи морозы со метелями». Здесь бросают сткляницу на землю»
Даже в достаточно скептическом пересказе фольклориста можно ощутить отголосок Силы...
На Руси, насколько есть возможность судить, более богатая обрядность связана не с началом жатвы, а с её окончанием, c Обжинками. Другие названия — Спожинки, Оспожинки, Госпожинки, Спожиницы, Обжинки, Вспожинки, Дежень, Овсяница, Оложиницы, Засидки, Складчины и т.д. (надо сказать, что одновременно в это время в степных областях начинался посев озимых, сопровождавшийся своими обрядами — Досевки, обычно три дня до Успения, три дня после. Но это уже отдельная тема.)
Как видно из диалектных названий — Складчины, Засидки, Талака (белорусское, украинский аналог «толока» — работа всем миром) — действо Спожинок носило мирской, общинный характер. На Руси вскладчину варили пиво, убивали барана, пекли пироги и сзывали родных и соседей праздновать окончание жатвы. Ранее в угощении своих людей принимал участие местный барин, обеспечивая праздничное застолье всему селу. Иногда мужчины общины несли каравай от всего мира — «ударить барину челом на новой новине», тот же, в свою очередь, угощал посланцев. В это же время жницы выходили в поле, обвязывали последней соломой серпы, и потом катались по стерне, приговаривая:
«Жнивка, жнивка, отдай мою силку: на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено!»
Как и первый, последний сноп именовали часто «именинным» (или «именинником»), наряжали в сарафан и кокошник, кое-где к нему приделывали руки, и с песнями несли на гостинный двор. Во время праздничного пира сноп все время стоял на столе. В Юхновском уезде Смоленской губернии две женщины несли именинный сноп на руках на господский двор, а другие пели и плясали вокруг. На дворе же одна из женщин выходила с веником и секла сноп с припевами (из краткого упоминания Сахарова не ясно, не местная ли это попытка изгнать потенциально вредную силу, как на западе). В Белоруссии последний сноп именовали «бабою», и тоже иногда повязывали платком и надевали на него рубаху.
Кроме того, в Белоруссии, как и на Украине, где обычай последнего снопа был, похоже, не распространён (?), на Обжинки жницы ходили по ниве, собирая оставшиеся пропущенные колосья и сплетая из жита венок. Одна из девушек одевала его на голову и все собравшиеся с песнями шли к хозяйскому двору. Хозяин поля (или местный помещик-пан) целовал девушку, принимал венок, вешал его под образами, а пришедшим (или всему селу) ставил угощение. Важно, что на следующий год около 6 августа из него выколачивали зёрна и сеяли на новом лану.
Одна из песен Обжинок (орфография Н.Маркевича в издании 1860г.)
Ой чіе-жъ то поле
Зажовтило, стоя?
Иванове поле
Зажовтило, стоя;
Женьци молодыіи,
Серпи золотиіи,
Ой чіе-жъ то поле
Задримало, стоя?
То Грыцькове поле
Задримало, стоя;
Женьцы все старыіи,
Серпи все стальныіи;
А мы свому пану
Изробылы славу:
Жытечко пожалы,
Въ снопы повязалы,
У копи поклалы.
А мы свому пану
Изробылы славу:
Ой паночку нашъ,
Обжиночкив часъ!
Наиболее известный обычай Обжинок — «завивание или верчение бородки». На поле оставляли несрезанными сколько-то колосьев, связывая их красной ниткой или выплетая из них косицу на манер бороды и пригибая колосья к земле, так что получалась арка. Иногда бороду ещё и закапывали в землю вместе с хлебом-солью, а сверху клали камень. Трава вокруг «бороды» выпалывалась. Кое-где, как на Волыни и Подляшье, «бороду» украшали цветами и лентами. Иногда само выплетание «бороды» осуществлялось ритуально-непросто, как, например, в Костромских краях:
«...Большуха завивает несжатые волотки, но не голой рукой, а с прихваткой, т.е. спускает рукав рубахи и, прихватив его, завивает волотки по солнышку...При этом говорит: вот тебе, Илья, борода, на лето уроди нам ржи да овса!»
Кому предназначен дар — говорили по-разному: Волосу, велету (велеты/волоты — древние могучие или предки, или, скорее, великаны-предшественники людей), Спасу, Николе и т.д. Звали заплетённые колосья и «козой», и «перепёлкой», и «дедом». Объясняют такой обычай, как и совершенно аналогичный в Западной и Северной Европе, представлением о духе зерна, живущем в последних колосках. Некоторые исследователи полагают, впрочем, что «борода» — позднейшее, символическое замещение ритуальной человеческой жертвы-«посланца» к предкам в благодарность за урожай. Явно не случайно здесь и упоминание Волоса, имени, отождествляемого с Велесом, и аналогии с Западной Европой и зерном «коню Вода».
Духу зерна (или божеству, или предкам) оставляли, как уже сказано, и дары: в Полесье: в последние колоски клали хлеб и соль. На Черниговщине ставили хлеб, соль и сосуд с водой. В последнем случае приговаривали:
Оце тобі, борода,
Хлеб, соль и вода!.
А потом ещё и добавляли: «Роди, Боже, на всяку долю: бедного и богатого!»
С «бородкой», как и с венком, и с именинным снопом, связан мотив передачи плодородия в нескончаемом круговращении лет. Из колосков «бороды» выминают немного зерна и закапывают в землю или просто сеют между стеблями той же «бороды». Мальчики могли пролазить через стебли бороды, что б были богаты. Тогда же девушки ворожили на урожай, кидая себе за спину серп. Если серп, падая, ударится о землю острым концом — урожаю на следующий год быть, но если тупым краем или рукояткой — примета плохая.
Был про «бороду» целый ряд песен:
Сидить ворон на копі,
Дивується «бороді»:
Ой, чия ж то «борода»,
Сріблом-золотом обвита?...
Или на Руси:
Уж мы вьём, вьём бороду
У Гаврилы на поле,
Завиваем бороду
У Васильевича да на широком,
У Васильевича да на широком.
На нивы великой,
На полосы широкой,
Да на горы на высокой,
На земле чернопахотной,
На землице на пахотной...
Уже упоминался общинный характер жатвенной обрядности, что и не удивительно: жать даже личный надел всегда приглашали людей, обычно соседей, в свою очередь помогая потом им. Это был и способ выполнить тяжелую работу до дождей, и способ крепить связи между людьми, ту общину, которой веками держалось село. То на чём строится традиционная жизнь — единство и сотрудничество (как и на обратной их стороне — ответственности перед соседом и контроле «мира», отнюдь не всегда лёгком). По сути, эти основы противоположны привычной большинству атомизированной городской культуре, где и ответственность и помощь, в основном, переданы социальным службам: вольготней в радости, да в беде не как-то не очень... Вот записанная в 1893-м году, в Костромской губернии «помочанская» песня, посвященная непременному угощению потрудившихся на Выжинках:
Ты хозяин наш, ты хозяин,
Всему дому господин!
Наварил, сударь, хозяин,
Пива пья-пьянова про нас!
Накурил, сударь, хозяин,
Зелёнова, братцы, вина!
Нам не дóрого, хозяин,
Твоё пиво и вино!
Дорогá, сударь да хозяин,
Пир-беседа со гостьми!
Во беседушке, хозяин,
Люди добрые сидят,
Басни ба-бают, рассуждают,
Речь хорошу говорят…
Спожинки и Макковей.
Вернуться в «Магический календарь»
Перейти
- Помощь мага
- ↳ Личный Кабинет Админа форума (Марины)
- ↳ Личный кабинет Mir RA (нумерология)
- Правила форума
- ↳ Общие правила форума
- Бесплатная диагностика
- ↳ Бесплатная диагностика
- Условно - платная диагностика от мастеров форума
- ↳ Условно платная диагностика от ElenaBMW2014
- Бесплатные акции мастеров форума
- ↳ Акции практиков форума
- Административный раздел
- ↳ Объявления администрации
- ↳ Пожелания и жалобы
- Любовная магия
- ↳ Биологические привороты
- ↳ Привороты через бесов
- ↳ Кладбищенские привороты
- ↳ Белые привороты
- ↳ Привороты через стихии
- ↳ Вызовы
- ↳ Отвороты, рассоры
- ↳ Избавление от одиночества
- ↳ Магия для семьи
- ↳ Другое
- Обряды на удачу,благосостояние, открытие дорог
- ↳ Крадники
- ↳ Открытие дорог
- ↳ На обогащение
- ↳ На возвращение долгов и украденного
- ↳ Поиск работы, привлечение клиентов
- ↳ Разное по теме денежной магии.
- ↳ Чистки,переклады
- Лечебник
- ↳ Лечение заболеваний и оздоровление
- ↳ Травник
- ↳ Переносы и переклады заболеваний
- ↳ Обряды на красоту и омоложение
- Работа на кладбище
- ↳ Обряды на деньги
- ↳ Порчи, проклятия и др. способы негативного воздействия
- ↳ Чистки, переклады
- ↳ Защиты через кладбище
- ↳ Нектромантия
- ↳ Другое по теме работы на кладбище
- Разные негативные воздействия
- ↳ Порчи
- ↳ Избавление от врагов
- ↳ Другие способы негативного воздействия
- ↳ Если против вас работают три мастера
- Снятие негативных воздействий (чистки)
- ↳ Черные чистки
- ↳ Белые чистки
- ↳ Нейтральные чистки
- ↳ Отжиг негативов
- ↳ Отливки негатива
- ↳ Разные чистки
- Магия крови
- ↳ Магия крови
- Магия теней
- ↳ Магия теней
- Практическая магия
- ↳ Дом, хозяйство, колдовская кухня
- ↳ Кулинарные рецепты
- ↳ От судебных тяжб
- ↳ Магия природы
- ↳ Магия деревьев
- ↳ Магия камней
- ↳ Магия металлов
- ↳ Магия зеркал
- ↳ Разное о магии
- ↳ Магия в праздничные дни
- ↳ Симорон
- ↳ Украинская магия
- ↳ Белорусская магия
- ↳ Мусульманская магия
- ↳ Болгарская магия
- ↳ Цыганская магия
- ↳ Язычество
- ↳ Язычество
- ↳ Славянские боги
- ↳ Славянские традиции
- ↳ Наузы
- ↳ Викка
- ↳ Различные подборки ритуалов
- ↳ Техномагия
- Становление колдуна
- ↳ Обряды инициации (посвящения)
- ↳ Обряды на увеличение колдовской силы.
- Оморочки
- ↳ Разные оморочки
- ↳ Снятие оморочек
- Защиты
- ↳ О защитах
- ↳ Снятие защит
- ↳ Амулеты, талисманы, обереги
- ↳ Различные способы защит
- Авторские ритуалы практиков форума
- ↳ Не сетевые обряды
- Руны (теория и практика)
- ↳ Руническая теория
- ↳ Руны
- ↳ Различные футарки
- ↳ Талисманы
- ↳ Отзывы (личная практика, опыт)
- ↳ Любовная магия
- ↳ Привлекательность и красота
- ↳ Порчи и др. способы негативного воздействия
- ↳ Денежная магия
- ↳ Чистки и защита
- ↳ Целительство
- ↳ Руническая мантика
- ↳ Другие способы рунической магии
- ↳ Ставы мага Иннера
- ↳ Порчи
- ↳ Деньги,успех
- ↳ Приворотные ставы
- ↳ Нахождение второй половинки
- ↳ Лечебные ставы и ставы для похудения
- ↳ Разные ставы
- ↳ Крадники
- ↳ Переходы из одной реальности в другую
- ↳ Славянские руны
- Магия сестер Соболь
- ↳ Ритуалы,заговоры и обряды сестер Соболь.
- ↳ Заговоры и обряды на здоровье
- ↳ Заговоры и обряды на удачу, благосостояние и благополучие
- ↳ Заговоры и обряды на защиту дома
- ↳ Заговоры и обряды на защиту от сглаза и порчи
- ↳ На благополучие семьи и детей
- ↳ На работу и карьеру
- ↳ Заговоры и обряды, связанные с Родом и наследственностью
- ↳ Заговоры и обряды женские
- ↳ Заговоры и обряды праздничные, календарные и лунных дней месяца
- ↳ Разные ритуалы и обряды не вошедшие в основные разделы.
- Загадки цивилизаций и тайны истории
- ↳ Исчезнувшие континенты и цивилизации
- ↳ Альтернативная история и магия в истории
- Теоретический раздел
- ↳ Библиотека
- ↳ Таро
- ↳ Руны
- ↳ Черная магия
- ↳ Узелковая магия
- ↳ Гадания
- ↳ Лечебник,травник
- ↳ Зеркальная магия
- ↳ Погостная магия
- ↳ Работа с родом
- ↳ Шаманизм
- ↳ Рейки
- ↳ Создание собственной реальности
- ↳ Статьи
- ↳ Молитвы и иконы для разных нужд
- ↳ Символы
- ↳ Астрал
- ↳ Астрология
- ↳ Йога и энергетические практики
- ↳ Прошлые жизни,карма
- ↳ Магические принадлежности и их изготовление
- ↳ Основы и азы мастерства
- ↳ Эгрегоры
- ↳ Психология
- ↳ О магии и магах. Разное
- ↳ Работа с родом
- ↳ Места силы
- ↳ Статьи практиков форума
- Личный опыт
- ↳ Магический календарь
- ↳ Делимся личным опытом
- ↳ Вопросы к опытным мастерам
- Гадания и различные предсказательные техники
- ↳ Нумерология
- ↳ Хиромантия
- ↳ Таро
- ↳ Карты Ленорман
- ↳ Иные карты
- ↳ Другие методы гадания
- ↳ Сонник
- ↳ Кощуны правду глаголящие
- О братьях наших меньших
- ↳ Ветеринария
- ↳ Личные темы о домашних любимцах.
- ↳ О животных разное
- ↳ Магические способы помощи животным
- Свободное общение
- ↳ Общие вопросы о магии
- ↳ Ищу обряд
- ↳ Флудилка
- ↳ Творчество
- ↳ Тесты
- ↳ Гороскопы
- ↳ Опросы и голосования
- ↳ Юмор
- ↳ Знакомства для эзотериков
- Мансур и различные тетради
- ↳ Привороты
- ↳ Отвороты
- ↳ Разные ритуалы
- ↳ Ритуалы на деньги и богатство
- ↳ Защиты
- ↳ Порчи
- ↳ Крадники
- ↳ Чистки,переклады
- ↳ Чужие материалы
- Курсы,тренинги,вебинары по эзотерике
- ↳ Различные материалы по магии и эзотерике
- Эзотерическая барахолка
- ↳ Эзотерические товары
- ↳ Магичеcкая лавка Seta
- Архив
- ↳ Старые ,закрытые темы.
- Техническая помощь и поддержка
- ↳ Технический раздел сайта MagicBlack.Biz