14.09 - Змейник Осенний

Аватара пользователя
Севеяр
Администратор
Сообщения: 4974
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 20:34

14.09 - Змейник Осенний

#1

Сообщение Севеяр » 13 сен 2018, 23:37

14 сентября (вересеня, рюеня) отмечается Змейник Осенний - осенний змеиный праздник; один из святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Мары.

В народном календаре с этим днём связывали начало осенних работ и окончание жатвы.

Считается, что с этого дня начинается отлёт птиц, медведь ложиться в берлогу, а змеи празднуют свадьбу своего царя, после чего начинают впадать в зимнюю спячку.

В этот же день строго настрого запрещалось ходить в лес, ибо считалось, что активизировались все лешие и лесовики (лесные духи).

Они бесились, бегали по лесу, проверяя всё ли готово к зиме, а потом проваливались под землю, где спали до самой весны (до дня пробуждения Лешего).

После этого дня уже можно было спокойно начинать делать заготовки, собирать осенние грибы и убирать капусту. В течении последующих недель в деревнях проходили капустники или капустинкие вечера. Женщины собирались в домах и рубили собранную капусту. Работа сопровождалась песней: "Вейся ты, вейся капустка".

Во многих местностях в этот день совершался обход посевов, который чаще совершали дети с особыми песнями и закличками. После завершения обхода, хозяйка поля обсыпала детей зерном, подбрасывая его высоко со словами: "Чтобы так же высоко росла пшеница".

Также на этот день приходилось совершение обряда похорон мух, блох и тараканов (схоже с таким же ритуалом во время празднования дня Рода и Рожаниц, который справлялся 8-9 или 11 числа - примерно в то же время, что подтверждает древние корни празднества в эти святодни). Из репы или другого овоща вырезали маленькие гробики, в которые помещали пойманных муж и тараканов, затем гробики выносили из избы и хоронили в огороде.

Обряд похорон совершали только девушки. Они притворно причитали, изображая горе; "Ой, таракан наш помер, ой-ой-ой, наш таракашенька, да наш батенька, да наш соколинька, да как мы тебя хороним". Сей обряд сохранился глубокой древности и носил оберегающий характер. Сам ритуал тщательно имитировал основные действия и элементы погребального обряда: обряжение в саван, положение в гроб, оплакивание, отпевание, похоронные действия, погребение и поминки.

Во многих местностях таракана не хоронили, а подвешивали в гробике к ветке дерева. Известно, что подобным образом хоронили умерших многие первобытные народы. Реже подобные обряды проводили летом. Так, для вызывания дождя совершали похороны лягушки. При этом могилу обязательно поливали водой.

День Волха Змеевича открывал цикл осенних праздников. Именно после него начинались приготовления к Святкам - Велесовым дням и Коляде: изготавливались костюмы, маски, звёзды для колядования.

В народе о сём дне так говаривали:

"Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает",
"Воздвиженье осень зиме навстречу двигает",
"На Воздвиженье птица в отлёт двинулась",
"Двинулись над Русью птиц вереницы",
"На Воздвиженье змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся - уходят под Землю",
"Около Воздвиженья змеи цепенеют, уходят под Землю перед зимней спячкой",
"На Воздвиженье ни змей, ни гад по Земле Сырой не движется",
"На Воздвиженье медведь в берлогу уходит".


Сие празднество называлось тако же и Днём Огненного Волха Змеевича. Огненный Волх - Бог войны у древних славян, страж Ирийского (Райского) сада и муж Богини Лели. Он был рождён от связи Индрика-зверя и Матери Сырой Земли. У Волха была двойная природа: через Индрика он являлся потомком Великого Чёрного Змея, владыки тёмных сил, а Мать Сыру Землю всегда связывали с представлениями о подземном мире, в мифах и легендах разных народов она непременно рождала чудовищ.

Когда Волх подрос, он убил своего отца Индрика-зверя, унаследовав от него власть над силами тьмы, а затем захотел покорить и небесное царство, всю Вселенную. У Волха для этого было больше возможностей, чем даже у самого Чёрного Змея, которого удалось обмануть Сварогу и Симарглу. Молодой Бог обладал не только силой, но и хитростью.

Обернувшись Соколом (кстати, Финист Ясный Сокол - молодой богатырь из русских сказок - это и есть прообраз Волха. А по некоторым источникам, упоминаемый в сказаниях Серый Волк - этот же персонаж), он проник в небесный сад и хотел склевать золотые яблоки - вкусивший их сразу получал бессмертие и власть над всем Миром. Но случайно он услышал как поёт в Ирийском (Райском) саду Леля, и заслушался он этой песней, и забыл обо всём на свете. Тогда впервые увидел Волх, как Леля "по небесному саду похаживает, золотыми кудрями встряхивает и сплетает венок из лилий, напевая песню печальную..." И Волх забыл о своём желании захватить Вселенную, что неизбежно привело бы мир к погибели. Он стал тайным любовником Лели.

Но не мог Волх стать "официальным" супругом Лели, ибо он принадлежал Подземному миру, и должен был быть враждебен силам Света. Узнав, что Лелю по ночам навещает некий гость, её сёстры: Жива и Марена, истыкали иглами окно, через которое влетал Сокол-Волх. Волх прилетел, ранил крылья, и потому вынужден был вернуться в Пекельное царство.

И тогда Леля ушла из небесного царства, долгие годы искала она Волха. Нашла же Леля его, лишь когда "изломала три пары железных башмаков, изломала три чугунных посоха и изжевала три каменных хлеба". Когда Леля шла босиком по острым камням, она изранила свои ноги, и из капель крови богини Любви родились розы. Леля нашла Волха и освободила его от власти подземного мира. Враг небесного мира, грозный и властолюбивый герой, любовью Лели был превращён в главного его защитника и войну сменил мир...

В этот день тако же закрывается Сварга (Вырий). Землю покидает богиня Жива. Дух предков с этого дня не опускаются на землю. Птицы улетают в тёплые края. Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим.
zmei_osen.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
- Почему ты не переманиваешь меня на Тёмную Сторону?
- Достала иммиграция, сидите у себя, Тьма не резиновая, на всех печенек не хватит.

Вернуться в «Магия в праздничные дни»