Осеннее Макошье

Аватара пользователя
Севеяр
Администратор
Сообщения: 4908
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 20:34

Осеннее Макошье

#1

Сообщение Севеяр » 18 окт 2017, 03:13

Осенние Деды (Навья седмица) – череда Святодней предшествующих Осеннему Макошью, поминовение предков, проведения Тризн и иных поминальных Обрядов. Проводы душ предков в Ирий – до будущей Весны, которые крепя собой Род Небесный становятся Духами - Охранителями Рода Земного. Осенние Деды (Дзяды) - этот праздник до сих пор сохранился в Беларуси. Календарная противоположность этого праздника - весенняя Радуница, когда для встречи с усопшими отправлялись к местам захоронения. Осенью же принимали души умерших у себя дома. В это время чисто убирали дома и готовили много еды. С наступлением сумерек усаживались за столы, чтобы поминать мертвых родственников. После трапезы посуду и еду оставляли на столе. Ритуалы Дедов служили проводами душ умерших в рай. В их честь подаётся поминальная еда, которая должна быть горячей, чтобы духи могли вдыхать поднимающийся от пищи пар. Кроме того, на столе кладут больше ложек и ставят больше стаканов - для Предков (этот обычай сохранился и до сегодняшних дней). Каждого умершего предка называют по имени.

Осеннее Макошье – Святодень, когда Мать Сыра-Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у Них прощения за «всё, чем досадили» им в завершающемся году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши – Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей (Нитей Судеб) всего сущего. Это день "замыкания земли и воды" на зиму (земля и вода покрывались снегом и льдом). Макошь (Мокошь, Макош, Мокош), или Макуша (Мокуша) - древневосточнославянская богиня семьи, "прядница судьбы" и благополучия, покровительница женщин. Возможно, в какой-то период Макошь являлась одним из воплощений Велеса, т.к. нередко в древних источниках встречается написание ее имени в мужском роде (Макош, Мокош). Днем Макоши традиционно считался пятый день недели. Культ пятницы - старинный языческий культ, существовавший не только у славян, но и у других индоевропейских народов. У славянской Макоши много черт, схожих с германской Фреей и римской Венерой. С установлением Христианства на Руси образ Макоши растворился в чертах Параскевы Пятницы.
- Почему ты не переманиваешь меня на Тёмную Сторону?
- Достала иммиграция, сидите у себя, Тьма не резиновая, на всех печенек не хватит.

Аватара пользователя
Севеяр
Администратор
Сообщения: 4908
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 20:34

Осеннее Макошье

#2

Сообщение Севеяр » 18 окт 2017, 03:14

На Осеннее Макошье (Осенние Мокриды) —ближайшая пятница к 1 ноября — приносят требы Земле и Воде, просят у них прощения за все возможные оскорбления, нанесённые им за минувшее лето: «Простите, в чём досадили Вам!..» На священное дерево, посвящённое Великой Матери, большую берёзу или липу (либо старую рябину с толстым стволом), навязывают особливые наузы с прошениями и наговорами. Жрицы Макоши «творят мокриды»: расчёсывают гребнями кудель («распутывают» Покутные Нити), предварительно омыв кудель «молчальной» (то есть набранной в молчании — без каких-либо наговоров) водой. Жрец либо волхв три раза подряд спрашивает у них: «Что деете?» Они отвечают: «Рукодельице, батюшка!» Затем: «Лён-конопель треплем — Красной Макоши на передничек!» И, наконец: «Мокриды творим!» Затем жрицы благословляют всех собравшихся, обходя коло посолонь и кропя водой с кудели. Все в ответ кланяются, благодарят Макошь за Дары Её, после чего устраивают братчинный пир горой. Также предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают Судьбу.
В этот день женщинам категорически запрещалось прясть ткань, стирать, а так же купаться и купать детей, дабы не осквернить две древних великих святыни - Землю и Воду, дабы дать им в покое и радости отойти к заслуженному отдыху. Считалось, что Макошь может сурово наказать нарушающих запреты. Наслать болезни, порвать полотно или спутать нитки на веретене.
Еще одна особенность праздника: водят двухкольцевой хоровод. Одно кольцо (внешнее) закручивается посолонь — на жизнь, а другое закручивается противосолонь — на смерть. Означает приближающуюся зиму. С этого дня начинаются большие зимние работы: прядение, ткачество, шитье, вышивание.
Макоши как покровительнице плодородия и женских умений приносили кашу из пшена нового урожая, которую следовало заправить свежим льняным маслом;
- Почему ты не переманиваешь меня на Тёмную Сторону?
- Достала иммиграция, сидите у себя, Тьма не резиновая, на всех печенек не хватит.

Аватара пользователя
Севеяр
Администратор
Сообщения: 4908
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 20:34

Осеннее Макошье

#3

Сообщение Севеяр » 18 окт 2017, 03:14

На следующий день после празднования Макошья начинается женское время – время оберегов и рукоделия, время гаданий и женских чар. Сама Макошь, покровительница женского начала, защитница женщин и девушек, сегодня приходит в каждую Семью и благословляет женщин на счастливую женскую Долю, прислушивается к их просьбам и исполняет их желания… Издревле ее просят даровать легкие роды и здоровых детей и она никогда не отказывает искренним просьбам. А еще в этот день можно попросить Макошь изменить свою Долю – и если просьба будет сильна и Макошь ее услышит – исполнит обязательно…

31 октября/листопада --- ВЕЛЕСОВА (МАРИНА) НОЩЬ.
В эту ночь Белобог окончательно передаёт Коло года Чернобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь. Следующий день (1 груденя/ноября) иногда называют Марьиным днем.
- Почему ты не переманиваешь меня на Тёмную Сторону?
- Достала иммиграция, сидите у себя, Тьма не резиновая, на всех печенек не хватит.

Аватара пользователя
Севеяр
Администратор
Сообщения: 4908
Зарегистрирован: 11 ноя 2012, 20:34

Осеннее Макошье

#4

Сообщение Севеяр » 18 окт 2017, 03:34

В этот день можно сделать :
ОБРЯД СВЕДЕНИЯ СУДЕБ ЧЕРЕЗ МАКОШЬ
Сначала ставим на стол (или если делаем на природе – то на чистую ткань) жертву богине Мокошь. Жертвами могут быть разные каши, курятина, говядина, баранина, хлеб, мёд (после обряда ждем день, если делали дома, и уносим на природу, если делали на природе – там же и оставить). Так же ставим шерсть, нитки, пряжу (после обряда бросить в источники), вино, молоко (вылить на алтарный камень). Для жертвы естественно не надо брать всё из списка – достаточно, к примеру, какого-нибудь мяса с хлебом, бутылки хорошего вина и пряжу. Думаю всем и так ясно, но еще раз напомню – жертва для богов берется качественная, а не, как когда-то выразился один "маг" на другом форуме – что Им даже драный ботинок на жертву годится. Я думаю, что если бы ему дали вместо супа драную обувь, он бы, мягко говоря, возмутился. А богам такое советует. Ну да ладно.

Значит, ставим жертву, и начинаем начитывать славления. Читают их 1-3 раза каждое.

о матерь макошь! о великая богиня
сопрядающая нити судеб
услышь нас детей твоих взывающих к тебе!
хвала тебе о великая мать всего сущего
небесная пряха покутные нити прядущая
доле да недоле велящая
суд правый всяку животу чинящая
начало всякого дела
с завершением его единящая!

мокошь-матушка пятница,
всевеликая ж ты судьбодарушка,
судьбы вяжи во узлы,
нити крепкие вяжи,
недоли судьбины злы,
доли судьбины добры!

мокоши нити
во клубки свиты,
на всякую судьбу,
на легку и трудну!
мокоши слово
ко здраве речено,
на святые ключи
во поле бегучи!
мокоши воля
на женочью долю,
на смерть, на родины
всякой людины!

макошь-матушка всеотрадница
могучая же ты судьбовертица
судьбы вяжи во узлы скоро
покутны нити соведи споро
недоли судьбины злы
доли судьбины добры
восславися же судеб ведница
макошь-матушка веретенница!

Просим словесно у Макоши помощи в деле, вкратце говорим, мол, надо соединить судьбы таких-то людей.
Далее берем хорошую шерстяную нить, вяжем на ней узлы. На каждый узел читаем заговор. Всего девять узлов.

"С далекого порога шла широка дорога
Дорога от матери от отца,
от девицы до молодца
Матушка Макошь в помощь мне приходила,
Дорогу от (имя) до (имя) проложила
Нити судьбы крепко связала,
Словом своим наказала:
«(имя) и (имя) вместе жить
Хлеб есть да добро копить
В одной семье век вековать
Как сказано, так тому и быть.
Никому нитей не разорвать
Никому узлов не развязать
Слов моих не сломить
Дело мое не перебить
Мать Мокоша на страже стоит
Судьбы нити от слов злых хранит.
Ключом замок замыкает
Узлом дело закрывает.
Да будет так и так и будет."

Откладываем эту нить, и повторяем процедуру с другой (заговор на 9 узлов). После этого связываем 2 нити в одну, вяжем три узла на них (вначале, вконце и посредине) говоря:
"Как эти нити связаны и вовек не развяжутся, так и (имя) да (имя) сойдутся, да вовек не разлучаться."

Далее делаем так: идем к реке, ставим на землю жертву (рыбу живую , которую покупаем в рыбака или сами ловим кто умеет, и пиво натуральное без патоки и не фильтрованное , тоже брать качественные и хорошие продукты, которые вы бы ели сами, если что), и читаем:

"вода-водяница древняя сестрица
обмываешь ты круты берега
камень бел-горюч своей быстрой струей
струей могутной серебряной
тебе водица древняя сестрица
на века сила сильная дана
землю поить весь наш род накормить
вода-водяница древняя сестрица
обрати взор свой на [имена]
ты обмой [имена] своей быстрой струей
смой с [имена] все хатки да зароки
все наузы узоры да притороки
глаз недобрый худобу да порчу отведи
тела их силою богатырской исполни
ладом да любовью наполни
роду ихнему на укрепленье
жизни новой на порожденье!
за то поклон те кормилица да жертва посильная!"

Поклонится 3 раза до земли. Жертву бросить в воду, пиво вылить туда же, бутылку не бросать в воду, а унести к мусору.

Потом берем навесной замок, закрываем ключом. Ключ берем с собой, замок бросаем в воду и говорим так:
"Река-Матушка, Вода текучая
Замок мой приняла,
Забрала да унесла
В глубинах своих утопила
Водами своими закрыла
Тако же и (имярек жениха)
Забрал бы (имя) из дев
Понёс, повёз с собою
За большу дорогу,
За широко поле,
За высоки горы,
За глубоко море
Како Солнце Красное не стоит
Да по Небу ходит
Како на него замков не надевают
Да ключей не собирают
Такоже бы и (имярек жениха) никто не запер
Никто не отворотил от (своё имярек)
Век по веку, отныне и до веку!"

Нить дома повязать на ключ. Ключ хранить в укромном месте и не давать в чужие руки.
Луна растущая.
- Почему ты не переманиваешь меня на Тёмную Сторону?
- Достала иммиграция, сидите у себя, Тьма не резиновая, на всех печенек не хватит.

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Славянские традиции»